|
|
N°14, 30 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пенсионный капкан
В России слишком много школьных учителей
Успешной реализации образовательной реформы мешает низкий уровень пенсий у педагогов. Об этом заявил в минувшую пятницу, выступая перед депутатами Государственной думы, министр образования Андрей Фурсенко. «Многие учителя пенсионного возраста не уходят из школ из-за низких пенсий, а молодежь не приходит в школы не только в связи с низкой зарплатой, но и потому, что все места заняты и в большинстве школ молодые кадры не ждут», -- сказал он.
Министр отметил, что бюджетные ассигнования в образование постоянно растут, однако «само по себе увеличение финансирования не приводит к кардинальному изменению в этой сфере». «Сам по себе дальнейший рост заработной платы в образовании без проведения необходимых структурных изменений только увеличит социальный разрыв между работающими пенсионерами и молодыми педагогами и не улучшит качество», -- считает г-н Фурсенко. Министр решил проиллюстрировать свой доклад цифрами. За последние пять лет, по его словам, количество российских школьников уменьшилось на 25%, то есть почти на 5 млн человек, однако число учителей практически не сократилось. Сейчас один педагог приходится менее чем на десять учеников, тогда как в европейских странах -- один на 15 детей.
Судя по всему, министерство было бы заинтересовано в сокращении преподавательских кадров в школе до показателя 1 учитель на 25 учеников. Когда в конце прошлого года правительство рассчитывало доплаты за классное руководство в рамках национального проекта по образованию, было решено, что тысяча рублей прибавится к доходам сельских учителей из расчета 14 человек в классе и городских -- из расчета не менее 25 учащихся.
Однако едва ли правительство в обозримом будущем решится на столь непопулярные меры. Видимо, осознавая тот факт, что существенные изменения в системе пенсионного обеспечения сейчас невозможны, Андрей Фурсенко предлагает хотя бы создать эффективную систему переподготовки имеющихся кадров и таким образом бороться с застоем в средней школе. А кроме того, активнее вовлекать преподавателей в федеральные и региональные образовательные конкурсы, чтобы можно было по их результатам точечно повышать благосостояние лучших педагогов. Другим примером точечного подхода, видимо, может считаться готовящийся в министерстве законопроект о дополнительном материальном обеспечении педагогов, получивших звание народного учителя.
Кирилл ВАСИЛЕНКО