|
|
N°11, 25 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Криминальный баланс
Масштабы теневой экономики на юге России сопоставимы с помощью региону из федерального бюджета
В понедельник, собравшись на совещание в Ставрополе, чиновники во главе с полпредом президента в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком пытались оценить масштабы теневой экономики на юге России. Г-н Козак даже заявил, что нынешний размер теневого сектора угрожает политической безопасности страны. "В такой ситуации может создаться параллельное политическое пространство, что способно вызвать кризис", -- подчеркнул полпред.
Однако каких-то практических шагов по борьбе с этим злом чиновники так и не предложили. А некоторые участники совещания в кулуарах и вовсе замечали, что на самом деле доля теневого сектора на юге страны в последние годы хотя и медленно, но все же сокращается.
«Экономическая безопасность» стала таким же модным термином, как, скажем, «продовольственная». В Ростовской области даже создан совет экономической безопасности, который на межведомственном уровне исследует негативные и криминогенные тенденции в местной деловой сфере, пытается с ними бороться. На Ставрополье, по сути, обсуждали аналогичную проблематику, только с участием полпреда Дмитрия Козака, а также руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова.
Оттого прозвучавшие в Ставрополе цифры имели особый резонанс. Хотя редкий южный полпред не ужасался масштабам теневой экономики во вверенном ему округе (должность такая), однако до сих пор системно на эту проблему никто никак не повлиял. До г-на Козака примерно то же самое говорили его предшественники -- Виктор Казанцев и Владимир Яковлев. Добавилась разве что цифра в 56,5 млрд руб. -- ущерб, который, по словам главы «Росфинмониторинга» Виктора Зубкова, нанесли округу экономические преступники в прошлом году. И это только по выявленным преступлениям. Как заметил г-н Козак, в тот же период федеральный бюджет выделил в качестве финансовой помощи югу России 47 млрд руб. Выходит, если бы теневиков удалось одолеть (а их долю полпред оценил в 30%), то юг России особо в бюджетной помощи Москвы и не нуждался бы.
Впрочем, сам Дмитрий Козак тут же предостерег коллег от подобной слишком упрощенной арифметики. Поскольку если начать слишком резко закручивать гайки, легко лишиться не только отдаленной возможности получать с теневиков налоги, но и рабочих мест. Где криминальность бизнеса заключается лишь в том, что работодатель немного (или много) недоплачивает налоги, -- это еще полбеды. Поэтому г-н Козак призвал выяснить весь комплекс причин того, почему многие предприниматели по-прежнему продолжают хотя бы часть своего бизнеса держать в тени.
Одну из главных причин сам полпред назвал еще в прошлом году, когда подготовил президенту нашумевший аналитический доклад по ситуации на Северном Кавказе. Это прежде всего клановое устройство местной власти, в первую очередь в северокавказских республиках. Ведь понятно, что масштабы теневой экономики в Краснодарском и Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской области не такие значительные и опасные. Это легко заметить даже обычному отпускнику по мере продвижения его автомобиля на юг. На Дону и Кубани, автовладельцам независимо от их желания на придорожных бензоколонках обязательно выдадут кассовый чек, а вот в кавказских республиках его скорее всего уже придется выпрашивать.
По идее с этим должны бороться местные налоговики и милиция. Однако когда милиционеры на вполне легальном посту, допустим на въезде в курортный Домбай, тормозят 100% иногороднего транспорта и требуют (совершенно безосновательно) без всякого чека оплатить 100 руб. регистрации с человека, надежды на то, что республиканские правоохранители вдруг станут бороться с теневой экономикой, рассеиваются.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону