|
|
N°243, 28 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Исполнение на совесть
Лучшим событием фестиваля к 65-летию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» стал концерт «Репрессированная музыка Страны Советов», подготовленный фондом развития культуры «Возвращение». В театре Анатолия Васильева на Сретенке звучала музыка композиторов, пострадавших от сталинского режима. Условно их можно причислить к авангардному, левому фронту искусств -- подобно художникам-конструктивистам, экспрессионистам. Мастерам фонда «Возвращение» удалось заставить слушателей поверить в то, что без творений Александра Мосолова, Николая Рославца, Александра Веприка невозможно адекватно представить атмосферу, акустический образ времени великих сочинений Шостаковича и Прокофьева. Концерт принципиален для постижения музыкальной культуры в ее историческом развитии и является благородной данью памяти жертв политических репрессий. Обозреватель «Времени новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ попросил идейного вдохновителя концерта, одного из руководителей фонда «Возвращение» скрипача Романа МИНЦА рассказать об этой и других программах фонда.
-- К теме «Репрессированная музыка» вы обращаетесь впервые?
-- Нет. В 2002 году в Москве, а в 2003 в Германии музыканты фонда «Возвращение» (Юлия Корпачева, Дмитрий Булгаков, Александр Кобрин, Борис Андрианов) уже исполняли музыку композиторов XX века, репрессированных фашистским и сталинским режимами. Этот проект фонд «Возвращение» проводил совместно с израильской группой музыкантов Group for New Music. В концертах была исполнена музыка «Терезинской группы» (по названию чешского города, в котором был концлагерь для творческих людей; поначалу немцы даже делали с их помощью пиар-кампанию своему режиму -- заставляли играть в лагерных оркестрах и демонстрировали киносъемку концертов как доказательство своей «гуманности»). В «Терезинскую группу» входили Виктор Ульман, Гидеон Кляйн, Павел Хаас, Ханс Краса -- композиторы еврейского происхождения, впоследствии все уничтоженные нацистами. Кроме этого, звучала музыка Эрвина Шульхоффа -- немецкого композитора-новатора, который погиб в концлагере из-за своих политических убеждений. Тогда же мы исполняли сочинения Александра Веприка, Александра Мосолова, Всеволода Задирацкого, подвергшихся гонениям за свой авангардный язык, а также ближайшего последователя Шостаковича Мечислава (Моисея) Вайнберга, который, кстати, был зятем Соломона Михоэлса. Готовя нынешний концерт, мы получили предложение издательства «Классика XXI» опубликовать архив исполняемой нами репрессированной музыки с историческими статьями и компакт-диском. Диск уже записан.
-- Программы фонда «Возвращение» всегда составлены умно и небанально. Чем порадуете на традиционном январском фестивале?
- Как обычно, будет четыре концерта, с 7 по 12 января 2006 года. Первый, который мы все сыграем с особой радостью и вдохновением, называется «Музы». Речь идет о произведениях, на создания которых композиторов вдохновили возлюбленные. Вы знаете, например, что теме «Моцарт и его женщины» посвящены многомудрые научные исследования, и при этом ни одну из своих сонат в честь жены Констанцы Моцарт так и не закончил. Помимо одной из незаконченных «жениных» сонат великого австрийца, вы услышите музыкальные признания в любви Бетховена, Хиндемита. Будет и свой «любовный треугольник»: Брамс -- Клара Вик -- Шуман. Второй концерт -- для любителей ребусов, загадок. Называется «Подтексты». Посвящен аллюзиям, цитатам, шифрам в музыке, от Баха до Шнитке. Ответы на музыкальные загадки поможет найти специальная страница в буклете фестиваля. Третья программа -- «Монотония». Это произведения для нескольких одинаковых инструментов. Прозвучит и «Кватернион» для четырех виолончелей Губайдулиной, и опусы Моцарта, Телемана, Хиндемита, и радикальный для своего времени (1950-е) Октет для четырех скрипок, двух гобоев, литавр и фортепиано Галины Уствольской. Наконец, по традиции завершит фестиваль «Концерт по заявкам» музыкантов-участников: концерт начнется с Сальери закончится Моцартом, а между ними -- произведения композиторов разных стран, включая «Музыку безмолвия», специально для фестиваля написанную русским израильтянином Владимиром Торчинским.
-- В составе участников будут изменения?
-- Основная группа постоянна. Это наши с Дмитрием Булгаковым друзья, единомышленники: Блаумане, Кобрин, Андрианов, Апекишева, Илларионов, Бровцын, Рысанов, Корпачева и многие другие замечательные музыканты. Однако мы расширяем состав, приглашая новых участников. Более того, не далее как вчера мы проводили в Еврейском культурном центре прослушивания среди камерных ансамблей из учеников специальных музыкальных школ, училищ и колледжей. Жюри из постоянных участников «Возвращения» выбирало лучший коллектив, которому будет выплачена денежная премия. Цель -- поощрить детей к игре в ансамблях камерной музыки. Лучшие из лучших пополнят состав фестивалей «Возвращение».
-- Насколько я знаю, фонд развития культуры «Возвращение» существовал благодаря энтузиазму самих музыкантов, финансирующих все из своего кармана. Ситуация как-то изменилась?
-- С прошлого года фонд получил поддержку со стороны Федерального агентства по культуре и кинематографии. С нынешнего года нас поддерживает и Внешэкономбанк. Так что стимулов делать новые проекты, возвращаться самим в Россию и возвращать слушателям хорошую музыку стало больше.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ