Время новостей
     N°208, 09 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.11.2005
Легкое нажатие клавиш
Видеоискусство в галереях и на электронных носителях
В небольшой галерее журнала WAM сидит человечек и пялится на экран. У фигурки неклассические пропорции -- наверное, инсталляция призвана предостеречь от сколиоза поклонников видео, компьютеров и вообще сидячего образа жизни. Хотя как тут удержаться и не присесть на часик-другой: на трех экранах непрерывно идет «русское видео». Кривляются «Синие носы», крутят педали розовые зайцы Ростана Тавасиева, веселится свадьба Людмилы Горловой, сражаются с роботами Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов, заглатывает свой огромный бутерброд красотка Ксении Перетрухиной, знакомится с монгольскими достопримечательностями Олег Кулик, медитируют «Коллективные действия». Программа включает сорок семь видеоработ сорока семи художников. Работы сделаны в последние пять лет -- подзабытое старое вперемежку с новинками прошлого сезона. Кураторы Михаил Никитин и Антонио Джеуза проявили чудеса деликатности и объективности, отбирая не сами фильмы, а только их авторов. Получилась вполне представительная подборка, работающая с несколько неожиданной для выставок современного искусства бесстрастностью. Действительно, при всем богатстве выбора альтернативы недлинному списку художников, большей частью увлеченных собственным образом, зацикленных на однажды облюбованных темах, страшно далеких от жизни и народа, у нас нет. О том, где и когда сделаны работы, напоминает разве что активно передвигающийся по Москве Вадик Мамышев-Монро в образе Усамы Бен Ладена.

Разветвленной системы грантов и богатых коллекционеров видео, поддерживающих на Западе производство этого специфического материала и моду на него, у нас нет. Зато есть итальянец Антонио Джеуза, аспирант английского университета, завершающий работу над диссертацией о русском видео. Вкратце с результатами его изысканий теперь может ознакомиться каждый, располагающий парой часов времени или не слишком большой суммой денег. В качестве бонуса -- дополняющий основную антологию список того, что сделали и о чем вспомнили художники. На абсолютную полноту никто не претендует -- у самых плодовитых фильмография включает лишь «избранное», но все равно получилось интересно и поучительно. Конечно, больше двух тысяч рублей за журнал с диском -- не слишком дешево, но в галереях и на фестивалях чаще показывают новинки, коллекционное видео стоит сотни долларов, а тут все самое важное и интересное -- на одном носителе. Выставка и диск сосредоточены на начале ХХI века. А недолгая история вопроса описана в журнале -- от первых кадров, сделанных в 1985 году Андреем Монастырским, и потешного опыта НИИ «Прометей», легендарного «Пиратского телевидения», первой в стране видеогалереи TV Gallery и до наших дней, когда видео пошло в широкие художественные массы, стало темой выставок и фестивалей. И все же осталось небольшой тесной полянкой, на которой не развернуться, доисторической техникой за спиной модного цифрового искусства.

«Цифре» в Москве тоже не слишком сладко приходится -- тех же грантов и покупателей не дождешься. Зато есть собственная галерея на «АРТСтрелке» -- Electroboutique ViewStation, ежемесячно предлагающая новинки. На последнем вернисаже к телебластерам и поющим компьютерам добавились движущиеся картины в рамках. Усилия крошечного бутика в продвижении новых технологий поддержала галерея XL, открывшая сразу две дигитальные выставки. Для первой, в основном пространстве, усилия первопроходца передовых технологий Алексея Шульгина удалось направить из русла симпатичных технических примочек к визуальным эффектам. Особенно приятных тем, что, пользуясь этой программой, художником может стать любой. Преобразование окошек, значков и документов в линии, пятна и композиции происходит легким нажатием клавиш. Результаты, полученные на вернисаже, демонстрируют тут же. Другое цифровое приспособление в галерее XL на «АРТСтрелке» смонтировала Александра Дементьева. Тут даже на клавиши нажимать не надо -- достаточно встать на специальный коврик перед большим зеркалом-экраном, и вас обступят призраки. Могут попасться знакомые, могут совсем чужие или даже неприятные люди. Система решит сама. Еще и ваш собственный образ зафиксирует и зашлет потом неизвестно куда, неизвестно к кому. Опасно, но все-таки участвовать в интерактивных инсталляциях веселее, чем сидеть перед телевизором и портить осанку.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки