Время новостей
     N°200, 27 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.10.2005
Вы хочете праздник -- он есть у меня
У стен Кремля открылась новая галерея
Называется галерея Grand Collection и представляет произведения ювелирных коллекций потомков некогда знаменитых фирм Фаберже и Маршак. И место, и время, и стиль показа ретроизделий заставили подумать вот о чем. За тот исторический промежуток, в котором искусство домов Маршак и Фаберже было проклято и забыто и их продукцию -- подарки царской семьи -- вагонами сбывали за рубеж на нужды революции, мы много чему разучились. Прежде всего ценить атмосферу праздника. В советские ведь годы праздновали все по разнорядке, официально и убого. Нет, конечно, неофициальные часы досуга тоже были, и их многие проводили очень душевно и талантливо, но зрительный образ и даже тактильный образ праздника были по определению ущербными. А ведь этот образ создают тысячи ласкающих глаз мелочей: уютное оформление городских пространств, красивые магазины, вкусно оформленные витрины, мерцающая в них драгоценная антикварная всячина. И вот хранителем этого образа праздника были магазины подарков. То есть сперва можно было пошляться по Красной площади и примыкающим к ней кварталам, оценить ассортимент ярмарочных шатров, нарядную толпу, повозки и мундиры, затем напиться кофею или чаю с вкусными пирожными, а потом устроить эстетическую дегустацию красивых вещичек «на глазок». И переходить от витрины к витрине с затейливыми, но наивными штучками вроде яиц Фаберже с маленькими моделями крейсеров и соборов внутри или часов в драгоценной оправе.

Такой праздничный ритуал, регламент был гарантом общественного здоровья, благополучия и стабильности. После всех смут и лихих времен очень хочется тот праздник воспроизвести и вернуть себе хотя бы иллюзию «гарантированного» стиля жизни. Рискнул предприниматель Олег Никитин. Он арендовал помещение Средних торговых рядов прямо под боком храма Василия Блаженного. Он устроил в них галерею и пригласил известного дизайнера Михаила Белова. Наконец, он стал торговать в ней драгоценными подарками (средняя цена -- от 50 тыс. у.е. и выше) от лондонских и парижских наследников ювелирных домов Фаберже и Маршак. В выборе места Никитин попал в десятку. И Средние торговые ряды архитектора Романа Клейна, и Красная площадь, и многоцветный узорчатый Василий Блаженный берегут память древнего праздника. С ассортиментом красивеньких штучек тоже вроде все в порядке. Наследники-ювелиры секреты мастерства хранят умело, и их мелочовку из драгметаллов с царями-лилипутиками, оленями величиной с ноготь и лесными пейзажами размером с копейку смотреть чувствительно мило. И вот беловский дизайн... Он оказался самым концептуальным в этом новом галерейном проекте. Самым проблемным и по-своему даже ерническим. Вы хочете праздник -- он есть у меня. Все ингредиенты, чтобы было сказочно прекрасно, налицо. Фаберже сверкает в алом матерчатом шатре, который сконструировал в историческом зале архитектор. Витрины с яйцами поддерживают колонки с витиеватой «резьбой». С верха шатра свисают полотнища со звездами и знаменные кисти, в которых спрятаны колокольчики. Можно ходить и дзынкать. Сам Белов называет это «павильоном Шамаханской царицы». А соседний зал с иконами в драгоценных окладах серебряного века украшен свечками и искусственными руинами, стилизованными под фрагменты росписей древних теремов. Попадая в эти пространства, понимаешь, что все в них как-то чересчур, выспренне и на грани... И тут вдруг замечаешь, что витые колонки -- из пластмассы и ближайшие родственницы декоративных аркад торгового центра «Охотный ряд». И прямо над изящным шкафчиком с большой иконой ювелирной фирмы Хлебникова висит наглый офисный вентилятор, и стены покрашены в офисный белый, и свечки из ассортимента магазина «Икеа». И тут тоску по подлинным, неподдельным впечатлениям от праздника эпохи fin de siecle начинаешь испытывать особенно остро. И отдаешь должное честности дизайнера, обозначившего в своей декорации трагическую трещину между кажущимся и кажимым. Утраченному стилю жизни все-таки нам надо еще долго учиться.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки