|
|
N°200, 27 октября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Броненосец в потемках
Новый выпуск «Российского музыкального ежегодника»
Информагентство Intermedia в десятый раз опубликовало всю правду об отечественном шоу-бизнесе.
На десятом году существования «Российский музыкальный ежегодник» -- периодическое издание для профессионалов шоу-бизнеса -- оброс, как броненосец, твердым панцирем обложки, добавил новых рубрик, посчитал всех звезд и импресарио и уделил много места более пространной аналитике всего вышеперечисленного.
Этот справочник информационное агентство Intermedia издает каждый год уже в течение десяти лет, что для нашего юного шоу-бизнеса срок немалый. В выпуске 2005--2006 года эксперты агентства подводят итоги этого десятилетия. Аналитика получилась замечательной -- рынок звукозаписи и шоу-индустрия расписаны со всех сторон и представлены со всей графической наглядностью: графики, диаграммы, таблицы. К тому же и откомментировано все с приятной живостью.
«За прошедшие десять лет мы (отечественная музиндустрия) пережили и взлет рынка, и дефолт, буквально разоривший нашу музыкальную индустрию, медленное восстановление и новый, очень относительный подъем, который сегодня характеризуется серьезнейшими структурными изменениями», -- резюмирует во вступительной статье главный эксперт Intermedia Александр Тихонов. Для многих, даже профессионалов, рынок наш с его пиратством и судебными разбирательствами артистов с лейблами представляется темным лесом. Тихонов говорит об этом с юмором: «Если бы Джордж Лукас знал всю правду о том, что происходит в российском шоу-бизнесе, то он вполне мог бы снять следующий эпизод «Звездных войн» на основе нашей действительности. Но поскольку эта сфера остается достаточно закрытой для посторонних глаз, мы предлагаем не сценарий грядущих катаклизмов, а анализ ситуации с попыткой разобраться в тайнах звездной механики». Соответственно, далее приводятся доводы, почему все именно так, а не эдак, а также цифры. Над графической информацией можно долго размышлять. Почему, например, согласно таблице «Уровень пиратства» этот самый уровень упал чуть ли не на десять процентов с 1995 по 1997 год, потом за один год резко отрос до прежнего уровня, потом опять снизился и с тех пор медленно, но верно отрастает, несмотря на декларируемую борьбу с пиратством. В связи с этим можно, например, поразмышлять над тем, как это коррелирует (и коррелирует ли вообще) с произошедшим за эти десять лет утроением стоимости российского рынка звуковых носителей: согласно соответствующей таблице, в 1994 году стоимость нашего рынка составляла около 131 млн долл., в 2003-м -- больше 326 млн. Также зафиксирована и освещена новая тенденция, а именно классифицированы громкие внутрицеховые конфликты, поименованные здесь как «войны» (собственно, к этому определению и относился пассаж о знаменитом сериале Лукаса). Согласно изданию, эти войны затронули чуть ли не все сферы массмедиа и шоу-бизнеса. Эксперты классифицировали конфликты по нескольким направлениям: «эфирно-правовая» война (конфликт ВГТРК и РАО), «авторская» война, «телевизионная» война, рекламные войны (ничего страшного -- имеется в виду всего лишь участие звезд в рекламных роликах) и, конечно, конфликты, которые лучше всего освещались последние годы: судебные споры звезд и их рекорд-компаний. В категорию войны даже попали реалити-шоу, в которых готовят звезд эстрады -- «Фабрика звезд», «Народный артист», и региональные аналоги этих телепроектов. Этот феномен определен справочником как «атака клонов», усматривая здесь, с одной стороны, конфликт артистов-звезд старых-заслуженных и новоиспеченных, с другой стороны, конфликт телеканалов и старых звезд. То есть причина возникновения сфабрикованных телезвезд -- в изначальном несовпадении интересов телеканалов и артистов, при котором телеканалам выгоднее иметь собственных карманных артистов, чем отвечать запросам состоявшихся звезд. А следствие -- нездоровая конкуренция старых и новых звезд, причем подразумевается падение художественного уровня эстрады (вообще-то спорный вопрос -- куда ниже падать-то?).
Ценная для фанатов информация -- контакты артистов (точнее, в основном их менеджеров и пресс-атташе). Причем список в этом году получился как хорошая пиратская база: в него включены все группы, писатели-сатирики, диджеи и виджеи, исполнители академической музыки, поэты-композиторы и прочие клоуны и шпагоглотатели. Имеются даже такие нечасто музицирующие люди, как Бачинский и Стиллавин. Причем по отдельности. Видимо, по соображениям безопасности.
Александр БЕЛЯЕВ