Время новостей
     N°189, 12 октября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.10.2005
Первая ласточка русского локаута
Хоккеистам «Лады» отказываются платить
Тольяттинская «Лада», серебряный призер прошлого первенства суперлиги, неожиданно оказалась на грани распада. От команды отказался владелец -- автомобильный гигант «АвтоВАЗ». По информации из источников, близких к команде, игрокам рекомендовано искать себе новое место трудоустройства. Кризис в «Ладе» может стать первой ласточкой русского локаута, спровоцировать который может глобальный дисбаланс российского хоккея: этот вид спорта в нашей стране полностью убыточен, а зарплаты игроков задраны до уровня НХЛ.

Официальной информации о кризисе нет. Новость о беде «Лады» разнеслась по стране в понедельник вечером, но и через сутки официальные лица в клубе молчат, не берут телефонные трубки игроки, мобильный главного тренера Петра Воробьева заблокирован. Ситуацию прокомментировал только Сергей Михалев, бывший генеральный менеджер «Лады», назначенный на этот пост меньше месяца назад и уволенный как раз в понедельник. «Президент клуба Михаил Москалев вызвал меня к себе и объявил, что моя должность сокращена. Из-за чего? Как было сказано, из-за финансовых проблем. Они настолько серьезны, что, думаю, коснутся структуры всего клуба. В два раза сократили тренерский штаб тольяттинской ДЮСШ. Вряд ли это будут единственные перемены», -- рассказал он "Времени новостей".

По неофициальной информации, бюджет «Лады» уже сейчас урезан на 50%. Хоккеистам, среди которых такие звезды, как Андрей Николишин, Александр Семин, платить будут до ноября, когда в суперлиге открывается первое дозаявочное «окно». Потом играть будет "дешевая" молодежь. Из суперлиги команды не вылетают, но не исключено, что «Лада» в следующем сезоне попросится на ступеньку ниже -- в высшую лигу.

Информация к размышлению: Михаил Москалев -- вице-президент ОАО «АвтоВАЗ» по стратегическому и корпоративному управлению, а также сын генерального директора автогиганта. Его стратегия управления такова: «АвтоВАЗ» больше не хочет тратить миллионы долларов на спорт в городе.

Бюджет «Лады» в прошлом сезоне составлял порядка 15--20 млн долл. В этом -- чуть скромнее, ведь после локаута в НХЛ вернулись Виктор Козлов, Юсси Маркканен, Дайнюс Зубрус, Дмитрий Афанасенков. Но суммы все равно внушительные. Примерно пополам взносы в бюджет делали «АвтоВАЗ» и правительство Самарской области, возглавляемое Константином Титовым. Очевидно, что автомобильная половина как раз отвалилась. Не факт, кстати, что поддержка будет и от Титова. Все помнят, что произошло с футбольными «Крыльями Советов» из Самары, когда владелец клуба Герман Ткаченко обратился к Титову за финансовой помощью. В деньгах было отказано. Ткаченко ушел. Игроки разбежались. «Крылья» на грани вылета из премьер-лиги. Похоже, такая же судьба ждет и «Ладу».

Есть и оптимисты, которые считают, что сокращение бюджета «Лады» -- это признак перепродажи клуба более богатому спонсору. Например, из нефтяного бизнеса, который есть у «Авангарда» («Сибнефть») или «Ак Барса» («Татнефть»). На чем основан этот оптимизм, непонятно. Ведь продать команду можно было бы и без такого скандала, который уронил жирную кляксу на хоккейный бренд Тольятти. Скорее это просто слухи.

Правда -- на поверхности. Хорошая жизнь в нашем хоккее, показывание кукишей в сторону НХЛ и нереально неоправданное раздувание бюджетов не может быть вечно. Не могут все время наши клубы сидеть на шеях глав регионов и богатых спонсоров, не окупая при этом даже треть своего бюджета. Шея когда-нибудь надломится. Одна, другая... И начнется русский локаут, когда хозяева команд поймут, что тратить такие космические деньги на хоккей в России -- это безумие. Это вопреки всем законам бизнеса.

Есть два выхода. Или «Лада» найдет новую «толстую шею», и в нашем хоккее на какое-то время воцарится покой, до нового симптоматичного кризиса. Или полностью ломать эту систему и строить новую самоокупаемую лигу, как в НХЛ. Кстати, этим сейчас занимается глава «Росспорта» Вячеслав Фетисов.

Егор СЕРГЕЕВ