|
|
N°168, 13 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Подвижки есть существенные, но пока не ощутимые обществом"
Политическая реформа: год спустя
Ровно год назад, 13 сентября 2004 года, на расширенном заседании правительства с участием губернаторов, сенаторов и депутатов Госдумы президент России выступил с программой политических реформ. Поводом для этой программной речи стала трагедия с захватом школы в Беслане. Наиболее масштабными были две инициативы главы государства -- отмена прямых выборов губернаторов в связи с необходимостью укрепления вертикали власти для более эффективного противодействия террористической угрозе и создание Общественной палаты как органа контроля граждан за действиями государства. О том, насколько продуктивными оказались эти инициативы и насколько безопаснее стало жить в России за минувший год, корреспондент "Времени новостей" Дарья ГУСЕВА спросила у представителей различных политических партий страны.
Владимир УЛАС, глава московского отделения КПРФ:
-- Назначение губернаторов не было продиктовано борьбой с терроризмом. Просто власть хотела поставить под контроль губернаторов, в частности, созерцая события на Украине. Это удалось -- теперь не нужно думать, как проголосует народ, нужно только знать, как проголосует «Единая Россия» и кого представить администрации президента. Только, к сожалению, все это не продиктовано какой-то политической целью.
Общественная палата -- это бутафория. Для того чтобы была площадка, где эксперты и политики обсуждали сценарии развития государства, нужно было повышать статус Думы и не низводить статус Совета Федерации до отстойника бывших политиков. Из Госдумы можно было бы сделать такой орган, а не создавать по неизвестным принципам Общественную палату.
При этом жить в России безопаснее не стало. Пока Кавказ не взорвался, хотя предпосылки к этому есть. Любой толчок, и Кавказ может взорваться как котел, а федеральный центр делает вид, что ничего не происходит. Нужно бороться не с конкретными боевиками, а с причинами терроризма -- совершеннейшей нищетой кавказских народов, огромным социальным расслоением.
Сергей АБЕЛЬЦЕВ, депутат Государственной думы, фракция ЛДПР:
-- Не знаю, в связи с реформой это происходило или просто нормально стали работать спецслужбы, но, например, без эксцессов прошел День города в Москве. Для меня это очень важно. За минувший год больших терактов вроде Дубровки или Беслана не повторилось. Бандиты и террористы -- нумерологи, они обычно под какую-то свою дату придумывают что-то более изощренное. А тут обошлось.
Я считаю, что назначение губернаторов -- это полумера. Назначение глав регионов должно осуществляться единолично президентом страны без всякого согласования с парламентом. Это даст более жесткую вертикаль. Практика, что люди, пользуясь случаем, хорошим настроением, имеют возможность подать документы президенту на переутверждение, неправильная. Нужно принимать решение по каждому губернатору перед окончанием его срока полномочий -- не раньше, чем за три месяца.
В Общественной палате соберутся так называемые "сливки общества". Я думаю, что они погрязнут в своих диспутах, и никакого практического выхода их работа иметь не будет, никакого конструктива мы от них не дождемся. Они будут красоваться друг перед другом. Такая работа не должна быть факультативом, только на постоянной основе. Я считаю, что этот орган нужен только для того, чтобы удовлетворить неуемные амбиции интеллигенции, которой хочется принять участие в жизни страны или получить дополнительные преференции в виде корочек, чтобы их ГАИ не останавливала. Непонятно, где и как будут проходить заседания, нужны здания, аппарат. Деньги, которые на это собираются потратить, нужно дать вооруженным силам. Вот там представлены все слои общества!
Олег КОВАЛЕВ, депутат Государственной думы, фракция «Единая Россия»:
-- Я не думаю, что стало намного спокойнее жить в России, но все новации, о которых говорил президент, еще не завершены. Например, избрание губернаторов по особой форме. Важен не сам механизм, а то, что он дает возможность президенту поучаствовать в избрании губернаторов. Когда в большинстве регионов такие назначения состоятся, президент сможет наделить их дополнительными полномочиями. Он уже об этом заявил, и это очень важный момент с точки зрения безопасности. Потому что такие губернаторы вправе получить полномочия по координации силовых структур в своем регионе. Произойдет более тесная увязка между федеральными ведомствами и руководствами регионов. Эффект будет позитивный.
Для Общественной палаты основа подготовлена, но говорить сейчас о результате, позитивном или негативном, нет возможности -- есть только законодательная база для формирования палаты. Итоги могут появиться только тогда, когда палата проработает хотя бы полгода. Хотя сама идея очень хорошая, палата даст возможность через нее доводить до общества законодательные инициативы, общество будет более информированным о принимаемых решениях. Также Общественная палата станет дополнительным источником давления на законодателей с точки зрения учета большинства населения.
На Кавказе предприняты серьезные шаги по урегулированию ситуации. То, что пройдут выборы законодательной власти в Чечне, -- позитив. Но проблем здесь гораздо больше. И одними мерами, которые предложил президент, их не решить. Важно принять антитеррористические законы, усилить роль и координацию правоохранительных органов. Подвижки есть в этой сфере существенные, но пока не ощутимые обществом. Только специалистами они ощутимы. Хотя это дело времени, и не такого большого.
Борис НАДЕЖДИН, секретарь федерального совета партии "Союз правых сил":
-- Вследствие проведенной реформы в стране окончательно сворачивается публичная политика, наступают времена просвещенного абсолютизма. Когда важнейшие реформы запускаются не до их запуска, а после. Типичный пример -- социальная поддержка бюджетников. Вдруг президент заявляет, что мы увеличиваем зарплату врачам и учителям, а обсуждение начинается после этого. То есть институты, которые придуманы, чтобы это обсуждать -- парламент и независимые СМИ, -- выступают в роли комментаторов. Ни одна из заявленных целей не была достигнута. Когда Владимир Путин губернаторов предложил назначать, он публично объявил два мотива: есть угроза терроризма и выбранные народом губернаторы в целом неэффективны, коррумпированы. Прошел год. Как связано назначение губернаторов с борьбой с терроризмом, до сих пор неясно. При этом из 31губернатора, которые были назначены по новой схеме, мы видим всего пять новых лиц! Причем в двух случаях -- Шанцев и Боос -- это связано с проблемами Москвы, а не региона. А известные своей "некоррумпированностью и эффективностью" личности типа Дарькина и Шаймиева переназначены.
С Общественной палатой вообще полная мистика. Про нее нечего говорить, ибо не опубликован ее состав. Пока только можно сказать, что главным критерием при ее формировании является лояльность. При этом власть пытается заполучить в палату общественных деятелей, которые пользуются авторитетом в оппозиции, например, главу Московской Хельсинкской группы Людмилу Алексееву, которая, кстати, отказывается.
Спокойнее жить не стало. Общее ощущение людей от обстановки на Кавказе не изменилось. Терактов масштаба Беслана не было, но подрывы машин, кражи людей остались. Люди вообще не связывают свою безопасность с политической реформой. Россияне стали чувствовать себя увереннее в материальном смысле, но совсем не уверены в собственной безопасности.
Беседовала Дарья ГУСЕВА