Время новостей
     N°156, 26 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.08.2005
Лужковская смена
Столичных школьников избавят от вечерних уроков
В столичных школах вскоре останется только первая смена. Намерение властей избавить школьников от вечерних уроков подтвердила вчера на заседании городского педагогического совета первый заместитель столичного мэра Людмила Швецова. «Не так давно Юрий Лужков поручил разработать меры по полному отказу от вечернего образования и так называемой второй смены в общеобразовательных школах», -- пояснила она. По словам г-жи Швецовой, число детей, которые учатся во вторую смену, сегодня не столь значительно -- не более 3% от 900 тыс. московских школьников. Поэтому искоренить эту практику, оставшуюся с советских времен и демографического бума в столице конца 70-х, власти рассчитывают в сжатые сроки. «В ближайшее время этот вопрос будет полностью решен», -- заявила заместитель мэра.

Городские власти обещают также решить в течение двух лет и довольно болезненную для Москвы проблему с нехваткой детских садов, появившуюся, напротив, после демографического провала начала 90-х, когда из-за недобора групп многие сады и ясли закрывались, а их здания приватизировались. Людмила Швецова посетовала на то, что с 1990 года город потерял около тысячи детских садов. «Сейчас в Москве 1822 государственных детских сада и 172 ведомственных, -- рассказала она. -- 627 детских садов были перепрофилированы уже в последние десять лет. За последние пять лет городу удалось вернуть 21 детский сад. Этого, конечно, недостаточно: в очереди на места в детские сады стоят около 12 тыс. детей». Заместитель мэра пообещала, что вскоре будут созданы небольшие домашние сады на первых этажах жилых домов, а также город примет на будущее все необходимые меры «по недопущению перепрофилирования детских садов, например в фитнес-центры». «Те детские сады, которые вот-вот будут перепрофилированы, необходимо вернуть в столичную систему образования», -- отметила Людмила Швецова.

Демографические вопросы поднимал на столичном общегородском педсовете и приглашенный туда министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, в нынешнем году в российские школы пойдет на 1 млн детей меньше, чем в прошлом. Министр, правда, признался, что в школьном вопросе, в противоположность московским чиновникам, его волнует иная проблема -- огромное количество малоукомплектованных школ в регионах. «В 5604 российских школах сегодня учатся только по десять учеников», -- посетовал руководитель Минобразования. Проблема, по его мнению, «не только в дороговизне содержания таких учебных учреждений, но и в самом качестве образования -- нормальные условия обучения для учеников таких школ создать достаточно сложно».

Примечательно, что прошедший вчера городской педагогический совет, в сферу внимания которого традиционно входит только среднее образование, обсуждал в том числе и вопросы высшей школы. Андрей Фурсенко пытался внушить коллегам, что совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы все одиннадцатиклассники поступали в вузы. «Мы должны объяснить, что поступление в вуз не единственный путь к успеху», -- отметил он. По мнению министра, государство также должно предложить выпускникам школ другие способы достижения успеха в жизни, нежели высшее образование, иначе оно будет обманывать общество. «Устанавливая необходимость образования для всех, государство стимулирует появление обиженных и несчастливых людей, которые получили образование и столкнулись с тем, что оно никому не нужно. Такие люди могут принести обществу не пользу, а даже вред», -- считает г-н Фурсенко.

Настаивающий на сокращении непрофильных факультетов министр, судя по всему, явно обеспокоен бумом высшего образования. В этом году абитуриентов оказалось гораздо больше, чем выпускников школ. «Можно говорить о том, что многие не получили образование в свое время, кто-то получает второе образование, но факт налицо», -- сказал министр. По его мнению, повышенный спрос на институтские дипломы может породить очередную волну псевдообразования и активизации вузов, в которых речь идет «скорее о продаже дипломов, чем о качественном обучении». Андрей Фурсенко напомнил, что в этом году были отозваны лицензии у 23 филиалов вузов, качество обучения в которых не соответствовало госстандартам, и пообещал продолжить ревизионную работу в высшей школе столь же интенсивно.

Напоследок глава Минобразования в очередной раз заверил учителей, что не намерен прекращать эксперимент по единому государственному экзамену. «Я не могу сказать, что Министерство образования полностью удовлетворено тем, как проходит ЕГЭ, но сама идея -- единый подход к качеству -- правильная, -- подчеркнул он. -- Государство не имеет права отказываться от единого подхода к качеству обучения, качеству полученного образования и подготовки абитуриентов».

Кирилл ВАСИЛЕНКО