|
|
N°152, 22 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мечта пятилетней выдержки
Минобразования продолжает экспериментировать с ЕГЭ
Один из ключевых элементов российской образовательной реформы вновь претерпит изменения. Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил на днях в Ярославле, на заседании педагогического совета региона, что методы проведения единого госэкзамена нуждаются в пересмотре. «Мы ни в коем случае не отказываемся от идеи единого государственного экзамена. Но мы считаем, что в самой технологии проведения ЕГЭ многие вещи потребуют изменения», -- сказал он. По словам министра, «этот год дал очень много пищи для размышлений», и «к сожалению, в ряде регионов результаты ЕГЭ ставят под вопрос его глобальную объективность».
Разговоры об объективности единого экзамена идут не первый год. С самых первых дней пребывания в должности руководителя главного образовательного ведомства Андрей Фурсенко подвергал критике универсальный экзамен, вместе с тем так и не решаясь отменить один из главных проектов своего предшественника, Владимира Филиппова. Г-н Фурсенко убежден и сегодня, что система оценки качества образования должна быть единой по всей России вне зависимости от места обучения человека и «должна стать базой для определения дальнейшей судьбы учащегося». Однако за несколько лет проведения эксперимента так и не удалось найти оптимальную форму тестирования, которая, с одной стороны, устраивала бы своим качеством вузы, предъявляющие к абитуриенту требования выше, чем в школе, а с другой -- не лишала бы старшеклассников из глубинки надежды на получение высшего образования в лучших университетах страны.
Кроме того, Андрей Фурсенко столкнулся с прямо противоположной проблемой. Желая набрать побольше студентов, многие региональные вузы, видимо, решили помочь абитуриентам пройти сложный экзамен. Министр отказался осветить подробности, но сообщил, что у него уже «возникает страх, не будет ли соблазна у отдельных регионов приспособить свою систему оценки качества образования так, чтобы использовать существующие возможности более или менее легально достичь хороших результатов по ЕГЭ не за счет повышения качества подготовки учеников, а за счет каких-то технологических шагов». Министр пообещал обсудить эти случаи вместе с членами Союза ректоров вузов в сентябре, когда будут окончательно подведены итоги вступительной кампании 2005 года. «После этих консультаций будет определено дальнейшее развитие единой системы оценки качества образования и ЕГЭ», -- отметил Андрей Фурсенко. Стоит, правда, отметить, что и подобные консультации с ректорами, многие из которых являются принципиальными противниками тестирования, проводились многократно. Однако радикальных перемен в технологии единого экзамена не происходит.
Примечательно, что образовательная реформа, затянувшаяся уже на целую пятилетку, но так и не принесшая кардинальных изменений, стала проблемой не только профессионалов. Как сообщило в конце минувшей недели управление администрации президента по работе с обращениями граждан, ситуация в сфере образования стала одной из основных проблем, о которых пишут Владимиру Путину россияне. Только за первую половину нынешнего года на имя президента пришло свыше 58 тыс. писем по вопросам образования. Согласно отчету управления, россиян беспокоит прежде всего снижение уровня ответственности государства за школу после передачи среднего образование в ведение местных властей, а также коммерциализация общего и высшего профессионального образования.
Кирилл ВАСИЛЕНКО