|
|
N°146, 12 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Немцы, которых никто не знает
Таинственный инвестор интересуется проектом RRJ
Финансовая лизинговая компания (ФЛК) планирует приобрести десять региональных самолетов RRJ. Контракт на эти самолеты, проектирование которых еще не завершено, будет подписан с Авиационной холдинговой компанией (АХК) «Сухой» на следующей неделе в рамках авиационно-космического салона МАКС-2005, сообщил вчера генеральный директор ФЛК Евгений Зарицкий. Он сказал, что самолеты приобретаются в интересах трех конечных покупателей: двух российских компаний и одной иностранной. Упомянутые г-ном Зарицким авиакомпании, а также АКХ «Сухой» не подтвердили вчера «Времени новостей» информацию о готовящейся сделке. А названия иностранного клиента ФЛК в российских авиационных кругах, как оказалось, никто никогда не слышал.
Региональный самолет RRJ разрабатывается АХК «Сухой» с начала 2004 года при консультационной поддержке американской корпорации Boeing и с привлечением нескольких крупных российских и западных компаний на условиях «разделения риска». Начало серийного производства самолета запланировано на 2008 год.
ФЛК была учреждена в 1997 году "Татнефтью" (Казань), банком "Зенит" (Москва) и инвестиционно-финансовой компанией "Солид" (Москва). В 2001-м она стала одной из двух компаний -- победителей конкурса на получение госбюджетного финансирования для поддержки авиационных лизинговых проектов. По условиям этого конкурса в 2002 году государство приобрело контрольный пакет акций ФЛК. Сейчас федеральный центр и правительство Татарстана вместе владеют 62,7% акций компании. ФЛК уже профинансировала производство шести среднемагистральных самолетов Ту-214 в Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) им. Горбунова.
Вчера г-н Зарицкий объявил, что его фирма готова расширить круг поставщиков авиатехники и на МАКС-2005 подпишет с «Сухим» контракт на десять RRJ. "Это будет первый "твердый" заказ на поставку RRJ", -- подчеркнул г-н Зарицкий. «Сухой», правда, уже объявлял о первом таком заказе. 19 июля 2004 года во время авиасалона в Фарнборо (Великобритания) авиакомпания «Сибирь» подписала с АХК соглашение о пятидесяти самолетах RRJ-95 с поставкой начиная с конца 2007 года. «Сибирь», как сообщалось, даже перечислила под это соглашение небольшой аванс.
Однако самое примечательное в заказе ФЛК -- это не его порядковый номер, а то, что другие источники его реальность не подтверждают. Г-н Зарицкий заявил, что его заказ «поддержан» тремя компаниями, которым ФЛК и собирается передать десять RRJ в лизинг, -- «Аэрофлотом», «Трансаэро» и Cardigan Aircraft Leasing. Последнюю гендиректор ФЛК описал как «лизинговую компанию, созданную немецкими инвесторами специально для проектов в России». На вопрос «Времени новостей», какой смысл одной лизинговой компании приобретать самолеты через другую такую же, г-н Зарицкий ответил, что роль ФЛК в данном случае -- страховать немцев от специфических рисков российского рынка.
Узнать что-либо дополнительное о Cardigan Aircraft Leasing «Времени новостей» не удалось, так как никто из опрошенных представителей авиационных кругов о фирме с таким названием не слышал.
Комментарии упомянутых главой ФЛК российских фирм были крайне скупы. В «Трансаэро», специализирующейся на средних и дальних маршрутах, просто не нашли слов, когда узнали, что в скором времени им предстоит приобрести региональный самолет, и воздержилась от комментариев. А руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг напомнила, что ее компания с конца прошлого года проводит тендер на приобретение 50 региональных самолетов и что RRJ участвует в конкурсе. «Однако мы работаем непосредственно с производителем -- АХК «Сухой», -- сказала г-жа Данненберг, -- никакие лизинговые компании на этом этапе отбора не привлекаются».
Наконец, Ольга Каюкова, пресс-секретарь ОАО «Гражданские самолеты Сухого» (дочерняя компания АХК «Сухой», отвечающая за проект RRJ), сказала «Времени новостей»: «Мы ведем вместе с ФЛК работу по поиску твердых заказов, о получении которых объявим в ближайшем будущем». Она, однако, не смогла назвать конкретные авиакомпании, которые станут эксплуатировать RRJ, а также не подтвердила, что подписание каких-либо контрактов этого рода ожидается в рамках МАКС-2005.
Михаил КУКУШКИН