Время новостей
     N°146, 12 августа 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.08.2005
Немцы, которых никто не знает
Таинственный инвестор интересуется проектом RRJ
Финансовая лизинговая компания (ФЛК) планирует приобрести десять региональных самолетов RRJ. Контракт на эти самолеты, проектирование которых еще не завершено, будет подписан с Авиационной холдинговой компанией (АХК) «Сухой» на следующей неделе в рамках авиационно-космического салона МАКС-2005, сообщил вчера генеральный директор ФЛК Евгений Зарицкий. Он сказал, что самолеты приобретаются в интересах трех конечных покупателей: двух российских компаний и одной иностранной. Упомянутые г-ном Зарицким авиакомпании, а также АКХ «Сухой» не подтвердили вчера «Времени новостей» информацию о готовящейся сделке. А названия иностранного клиента ФЛК в российских авиационных кругах, как оказалось, никто никогда не слышал.

Региональный самолет RRJ разрабатывается АХК «Сухой» с начала 2004 года при консультационной поддержке американской корпорации Boeing и с привлечением нескольких крупных российских и западных компаний на условиях «разделения риска». Начало серийного производства самолета запланировано на 2008 год.

ФЛК была учреждена в 1997 году "Татнефтью" (Казань), банком "Зенит" (Москва) и инвестиционно-финансовой компанией "Солид" (Москва). В 2001-м она стала одной из двух компаний -- победителей конкурса на получение госбюджетного финансирования для поддержки авиационных лизинговых проектов. По условиям этого конкурса в 2002 году государство приобрело контрольный пакет акций ФЛК. Сейчас федеральный центр и правительство Татарстана вместе владеют 62,7% акций компании. ФЛК уже профинансировала производство шести среднемагистральных самолетов Ту-214 в Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) им. Горбунова.

Вчера г-н Зарицкий объявил, что его фирма готова расширить круг поставщиков авиатехники и на МАКС-2005 подпишет с «Сухим» контракт на десять RRJ. "Это будет первый "твердый" заказ на поставку RRJ", -- подчеркнул г-н Зарицкий. «Сухой», правда, уже объявлял о первом таком заказе. 19 июля 2004 года во время авиасалона в Фарнборо (Великобритания) авиакомпания «Сибирь» подписала с АХК соглашение о пятидесяти самолетах RRJ-95 с поставкой начиная с конца 2007 года. «Сибирь», как сообщалось, даже перечислила под это соглашение небольшой аванс.

Однако самое примечательное в заказе ФЛК -- это не его порядковый номер, а то, что другие источники его реальность не подтверждают. Г-н Зарицкий заявил, что его заказ «поддержан» тремя компаниями, которым ФЛК и собирается передать десять RRJ в лизинг, -- «Аэрофлотом», «Трансаэро» и Cardigan Aircraft Leasing. Последнюю гендиректор ФЛК описал как «лизинговую компанию, созданную немецкими инвесторами специально для проектов в России». На вопрос «Времени новостей», какой смысл одной лизинговой компании приобретать самолеты через другую такую же, г-н Зарицкий ответил, что роль ФЛК в данном случае -- страховать немцев от специфических рисков российского рынка.

Узнать что-либо дополнительное о Cardigan Aircraft Leasing «Времени новостей» не удалось, так как никто из опрошенных представителей авиационных кругов о фирме с таким названием не слышал.

Комментарии упомянутых главой ФЛК российских фирм были крайне скупы. В «Трансаэро», специализирующейся на средних и дальних маршрутах, просто не нашли слов, когда узнали, что в скором времени им предстоит приобрести региональный самолет, и воздержилась от комментариев. А руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг напомнила, что ее компания с конца прошлого года проводит тендер на приобретение 50 региональных самолетов и что RRJ участвует в конкурсе. «Однако мы работаем непосредственно с производителем -- АХК «Сухой», -- сказала г-жа Данненберг, -- никакие лизинговые компании на этом этапе отбора не привлекаются».

Наконец, Ольга Каюкова, пресс-секретарь ОАО «Гражданские самолеты Сухого» (дочерняя компания АХК «Сухой», отвечающая за проект RRJ), сказала «Времени новостей»: «Мы ведем вместе с ФЛК работу по поиску твердых заказов, о получении которых объявим в ближайшем будущем». Она, однако, не смогла назвать конкретные авиакомпании, которые станут эксплуатировать RRJ, а также не подтвердила, что подписание каких-либо контрактов этого рода ожидается в рамках МАКС-2005.

Михаил КУКУШКИН