|
|
N°140, 04 августа 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как победить бедность в мировом масштабе?
В середине сентября этого года в Нью-Йорке состоится саммит ООН, в котором, как ожидается, примет участие и российский президент Владимир Путин. Главная тема этого «саммита тысячелетия + 5» -- реформа ООН, обеспечение безопасности в мире и борьба с международным терроризмом. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан при этом убежден, что проблемы безопасности будут решаться легче, если человечество найдет ключ к решению другой важной проблемы -- бедности.
Еще в сентябре 2000 года в Нью-Йорке был подписан подготовленный под эгидой ООН важный документ «Цели развития тысячелетия». Это была отчаянная попытка изменить условия жизни на земле, отчаянная в обоих смыслах этого слова на русском языке: от «отчаяния» и «храбрая». Руководители государств, подписывая этот документ, понимали, как трудно решить проблемы бедности в мире. Но они понимали и то, что нужно сделать шаг, который предотвратил бы дальнейший разрыв между развитыми и развивающимися странами.
Хорошее условие для такого шага -- окончание «холодной войны», оттягивавшей ресурсы человечества на бессмысленные нужды. К тому же в 90-е годы произошел значительный экономический подъем в развитом мире, особенно в США. Это давало надежду, что «богатые» проявят щедрость в отношении других стран, чтобы сделать мир более справедливым и безопасным для всех.
Выпущенный этим летом доклад Генерального секретаря ООН -- это первая оценка того, что сделано за четыре года после подписания и за десять лет до намеченного срока, то есть до 2015 года. Лейтмотив доклада печален -- при сохранении нынешних тенденций в области социально-экономического развития значительная часть беднейших стран мира к 2015 году не достигнет многих из «Целей развития тысячелетия», а возможно, и ни одной из этих целей. Экономисты и статистики это понимали -- теперь это понимают и политики.
Примечательно, что в области ликвидации нищеты Азия по своим успехам выходит в лидеры, в то время как положение в беднейших странах Африки к югу от Сахары еще более усугубляется. Это хороший повод подумать обо всей системе подхода к бедности в мире, имея в виду, в частности: бедность в развивающихся странах и бедность в развитых; факторы исчезновения бедности и факторы ее воспроизводства; меры внутренней экономической политики и меры внешнего воздействия.
Что же мешало выполнить задачи по сокращению бедности в последние годы? И почему не произошло радикального увеличения помощи со стороны развитых стран, и она так и осталась в пределах 55--57 млрд долл. ежегодно.
Дело в том, что политики в развитых странах стояли перед простым выбором: помогать «чужим очень бедным» или помогать «своим голосующим бедным». В условиях спада 2000--2002 годов трудно было уговорить парламенты повернуться лицом к мировым проблемам. Эксперты в области развития считают, что богатые государства не выполняли в последние годы своих обязательств по «цели №8». Эта цель предполагает обеспечение доступа развивающихся стран на мировой рынок (особенно по сельскохозяйственным товарам), облегчение долгового бремени и т.д. Угроза международного терроризма также отвлекла интеллектуальные и финансовые ресурсы развитых стран, в том числе России.
Другая причина медленного наращивания помощи состояла в кризисе методов ее реализации и ее низкой эффективности. Теоретики столкнулись с неприятной реальностью «усталости помощи» (или «от помощи»), т.е. ситуации, при которой длительные усилия МВФ, МБРР и региональных банков по линии двусторонней помощи привели к росту государственных долгов, но не решили проблем развития. В 90-х годах стало ясно, что рецепты экономической помощи «под условия» в области реформ работают не всегда и не везде. Было, скажем, несколько критических работ в США по поводу деятельности международных финансовых институтов.
Две наиболее населенные страны в мире с огромным количеством очень бедных жителей -- Китай и Индия -- сумели обеспечить очень высокие темпы роста и на этой базе значительное снижение крайней бедности. В то же время африканские страны, к примеру, не продвинулись вперед. Общие сдвиги оказались важными, но локальными, если, конечно, этот термин применим к двум азиатским гигантам. В Индии и Китае, где произошло серьезное выкорчевывание крайней бедности, объем внешней помощи или следование рецептам «Вашингтонского консенсуса» были минимальными (а в Китае они вообще вряд ли применялись). В десятках других стран рост нищеты продолжался параллельно с наращиванием внешнего долга.
Многие специалисты считают, что за предыдущие десятилетия прямая помощь от международных финансовых организаций была неэффективной. Сложные процедуры списания части долгов также оказались не слишком успешными. В результате по инициативе Великобритании в нынешнем году было запущено простое списание долгов африканских стран. Хотя такой шаг не лучший способ поддержания финансовой дисциплины в мире.
Прекращение «холодной войны» в 90-х годах сопровождалось увеличением в последние 15 лет множества малых, гражданских, межэтнических и религиозных конфликтов. Понятно, что всякий вооруженный конфликт ведет к бегству интеллектуальных сил и бизнеса, отбрасывает страну назад. Так что еще одна причина медленного прогресса -- конфликты и природные катаклизмы. Мировому сообществу необходимо развивать свой потенциал борьбы с этими угрозами.
Доклад Генсека ООН -- интересный документ, который поможет нам лучше понять проблемы той большой части человечества, где -- в отличие от России -- идут конфликты при нарастающей численности населении, находящегося в крайней бедности.
Леонид ГРИГОРЬЕВ, президент Ассоциации независимых центров аналитического анализа