Коррупционный скандал, вспыхнувший в крупнейшем автомобильном концерне Европы Volkswagen, привел к первым отставкам. Петер Хартц, член правления концерна по кадровым вопросам и известный в Германии советник канцлера Шредера по реформированию рынка труда, в конце прошлой недели написал заявление об увольнении. Несколькими днями ранее в отставку подал руководитель управления по работе с кадрами Skoda (чешская «дочка» концерна) Хельмут Шустер. Как известно, причиной скандала стало «некорректное» расходование финансов фирмы. Из ее кассы, в частности, оплачивались увеселительные поездки высокопоставленных менеджеров по весьма дальнему от Германии и Чехии зарубежью, а когда руководители Volkswagen предпочитали оставаться в Европе, проституток из Бразилии для таких мероприятий привозили на самолетe, принадлежащем Volkswagen. Наиболее изощренные начальники, находясь в командировках во Франции, требовали доставить в парижскую гостиницу VIP-дам легкого поведения из Лиссабона. Довольно скоро среди «провинившихся» оказался и председатель совета трудового коллектива VW Клаус Фолькерт.
Глобальные увеселительные похождения командиров автопроизводства молчаливо благословлял 63-летний г-н Хартц. В середине 90-х годов он разработал и внедрил в концерне известную «систему VW», опирающуюся на три колонны: совет трудового коллектива, профсоюзы и правление. Для правительства Герхарда Шредера г-н Хартц создал основы реформ рынка труда в Германии, которым дано название Hartz IV.
Когда скандал уже перекинулся в штаб-квартиру VW в городе Вольфурге, г-на Хартца обвинили в попытке подкупа председателя совета директоров предприятия. Кроме того, вскоре выяснилось, что чешский подчиненный г-на Хартца г-н Шустер не только развлекался за деньги фирмы. Вместе с некоторыми коллегами он пускал по банковско-офшорному кругообороту многомиллионные средства, выделенные для инвестиций на проекты Volkswagen в Индии и Анголе. Конечным этапом таких денежных маршрутов оказывались тайные личные фирмы г-на Шустера и его соратников. Эти компании, как выяснило следствие, также прирастали взятками, которые непременно требовались от поставщиков-смежников за доходное право оснащать своими деталями «народный автомобиль».
Сегодня, как ожидается, VW удовлетворит прошение об отставке г-на Хартца. Еще накануне глава концерна Бернд Пишетсридер дипломатично заметил, что г-н Хартц берет на себя «политическую ответственность за нарушения отдельных сотрудников». И намекнул, что первая отставка -- лишь начало многомесячных следственных разбирательств, в которые уже активно включилась не только прокуратура, но и федеральная уголовная полиция. Г-н Пишетсридер пообещал «полное, без пробелов, и быстрое» расследование аферы и выводы, «невзирая на посты и лица».
Добровольный уход г-на Хартца на досрочную пенсию немало огорчил высших немецких политиков. Во время саммита «большой восьмерки» в Шотландии канцлер Герхард Шредер выразил свое «признание» заслуг Петера Хартца перед Германией, а также «сожаление» в связи с тем, что он ушел в отставку (в начале 90-х годов, находясь на посту премьер-министра федеральной земли Нижняя Саксония, где находятся штаб-квартира VW и главное производство, г-н Шредер входил в состав наблюдательного совета VW, так как Нижней Саксонии принадлежит 18% акций концерна, тогда же он и сблизился с г-ном Хартцем). Приблизительно в том же ключе отреагировал и министр экономики Германии Вольфганг Клемент. Правда, оценки и сожаления обоих социал-демократов не разделил нынешний министр экономики федеральной земли Нижняя Саксония Вальтер Хирхе из оппозиционной Христианско-демократической партии. «Здесь, очевидно, проходят процессы, преисполненные криминальной энергии, -- сказал он германскому телеканалу ZDF. -- Если деньги уходят налево, то обманутыми оказываются в первую очередь наемные работники и, конечно, клиенты. Правда, преступления сперва надо доказать».