|
|
N°120, 07 июля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жажда кино
Итоги конкурса современного искусства в Нижнем Новгороде
Арсенал -- это не только главная выставочная площадка престижной Венецианской биеннале, но еще и памятник архитектуры, прилепившийся к стене Нижегородского кремля. Некоторое время назад он был передан Нижегородскому филиалу Государственного центра современного искусства для превращения в форпост contemporary art, уникальный по размерам не только для провинции, но и для столицы. Пока здесь проходят лишь временные выставки, а сам он ожидает капремонта. Но вот уже второй год нижегородцы -- при грантовой поддержке Фонда Форда и президента РФ (!) -- проводят общероссийский конкурс художественных проектов для Арсенала, предлагая художникам со всей страны осваивать его неуютные, но впечатляющие пространства. Это единственный в России конкурс в сфере современного искусства, проводимый к тому же государственной организацией. И гарантирующий победителям работу в кремлевских стенах. Между прочим, лауреаты прошлого года -- группы Escape из Москвы и «ПровМыза» из Нижнего -- сейчас представляют Россию в национальном павильоне все той же Венецианской биеннале. Так что конкурс -- это еще и путевка в жизнь, да в какую!
Художники это понимают. В этом году на конкурс было подано 68 проектов, причем не только из Москвы или Питера, но и, например, из Ростова-на-Дону, Красноярска, Харькова, Амстердама, Берлина, Лондона (там тоже наши) и...Богородска. Жюри, составленное весьма корректно (по одному представителю московского и нижегородского ГЦСИ, один провинциальный куратор, работающий с регионами, еще артменеджер, архитектор, галерист и арткритик), вчера сделало свой выбор.
Итак, в августе в Арсенале можно будет увидеть два проекта столичных авторов. Гений новых технологий и мастер эффектных интерактивных аттракционов Аристарх Чернышев покажет работу «Жажда», в которой на видеоэкране обещает беспрерывно потреблять потоки реальной телерекламы, на глазах зрителей превращаемой в цветастую жидкость. А один из самых интересных и модных молодых художников, участник Московской биеннале современного искусства Ростан Тавасиев предложит публике инсталляцию «Кино». Тавасиев верен себе -- героями его нового произведения опять окажутся мягкие игрушки, на сей раз -- плюшевые зайцы, посаженные на игрушечные велосипеды. Зайцы станут отчаянно крутить педали для того, чтобы питать электричеством проектор, демонстрирующий кино, естественно, про зайцев.
Федор РОМЕР