Время новостей
     N°100, 08 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2005
Смета России
Минфин подготовил уточненный вариант основных параметров бюджета-2006 и трехлетнего финансового плана
Сегодня правительственная бюджетная комиссия во главе с премьер-министром Михаилом Фрадковым должна обсудить доработанные Минфином основные параметры бюджета 2006 года и финансовый план до 2008 года. В четверг эти вопросы будут вынесены на рассмотрение кабинета министров. С таким графиком нынешнего периода бюджетного процесса Владимира Путина на совещании в Кремле в понедельник познакомил сам г-н Фрадков. Вчера же глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что в Госдуму бюджет-2006 поступит 26 августа. По его словам, уже со среды обсуждение документа начинается в думских фракциях. Иными словами, сегодня будет дан старт так называемому нулевому чтению бюджета.

Уточненные варианты основных параметров бюджета 2006 года и трехлетнего финансового плана основаны на скорректированном Минэкономразвития прогнозе социально-экономического развития страны. Торможение роста экономики в последние месяцы вынудило МЭРТ пересмотреть ряд принципиальных показателей.

Так, прогноз роста ВВП на 2005 год снижен с 6,5 до 5,8%. На следующий год, по оценке ведомства Германа Грефа, ВВП должен увеличиться на 5,6% вместо 5,9. В 2007 году -- на 5,8% вместо 6,1. А в 2008-м -- на 6% вместо 6,2. Снижены также прогнозы роста промышленного производства, инвестиций.

А вот оценка инфляции осталась прежней: по итогам этого года -- 10%. В 2006 году предполагается выйти на уровень 7%. Сделать это будет чрезвычайно сложно, поскольку снижать уровень роста потребительских цен придется не на 3%, а как минимум на 4--4,5%. По оценкам большинства экспертов, инфляция в 2005 году составит минимум 11--11,5%.

Иными словами, утвержденные еще 21 апреля правительством на основе предыдущих прогнозов показатели доходов и расходов бюджета-2006 будут изменены. Правда, незначительно. Зато вряд ли изменится прогноз средней цены на российскую нефть в 2006 году (34 долл./барр.), который используется при подсчете доходов казны, и цена отсечения -- 27 долл./барр., при превышении которой доходы от экспорта нефти идут не в бюджет, а в стабилизационный фонд. Нефтедоллары в любом случае останутся главными донорами российского бюджета.

После ожесточенной схватки между Белым домом и Минфином при обсуждении дальнейших налоговых новаций (Михаил Фрадков настаивал на снижении НДС до 13%, Алексей Кудрин выступал категорически против, и его точка зрения пока возобладала) эксперты не ждут от нынешнего бюджетного процесса ничего экстраординарного. Как и в прежние годы, основные расходы будут направлены на социальные статьи, обеспечение обороноспособности и безопасности. Правда, впервые сделаны прикидки не только на очередной бюджетный год, но и на два последующих. Также начинается процесс изменения системы финансирования министерств и ведомств, которые будут получать бюджетные деньги не по смете, а под конкретные программы.

Все, что можно было бы назвать экстраординарным, уже произошло. Помимо битвы вокруг НДС это еще и беспрецедентное увеличение социальных расходов, на которое правительство вынудила пойти неудачно проведенная реформа социальных льгот. В результате непроцентные расходы бюджета-2005 выросли до 14,3% ВВП, тогда как годом ранее составляли 13,5% ВВП (2003 год -- 12,3%). Рост непроцентных расходов (все расходы за исключением направляемых на выплату внешних долгов), который позволил аналитикам говорить об общем ослаблении бюджетной политики, случится и в следующем году. Социальные обязательства государства растут (к 2008 году обещано удвоить пенсии и зарплаты бюджетникам), больших затрат потребует реформа ЖКХ, лоббисты никогда не оставят попыток получить кусок бюджетного пирога, в том числе за счет перераспределения дополнительных доходов и т.д. При этом высказанное в бюджетном послании на 2006 год замечание Владимира Путина о недопустимости превышения темпов роста непроцентных расходов над темпами роста экономики -- преграда явно слабая. Всегда найдутся люди, которые докажут, что это не только можно, но и нужно сделать. Как всегда, «в порядке исключения». Кстати, в бюджетном послании еще записано, что недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Остается вопрос, как это сделать в сегодняшних российских условиях, когда экономические показатели зависят от десятков факторов, отнюдь не экономического характера. Например, от действий Генпрокуратуры.

Михаил ВОРОБЬЕВ