|
|
N°71, 25 апреля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прямоток в Европу
«АвтоВАЗ» накопил силы для рывка
На фоне продолжающегося снижения темпов экономического роста, а также негативных тенденций в российской экономике, возникших, как говорят промышленники, по известной причине, российское машиностроение продемонстрировало неожиданные результаты. Согласно отчету менеджеров ОАО «АвтоВАЗ» -- бесспорного лидера российского автопрома -- завод накопил силы для решительного рывка, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
На прошедшей в минувшую пятницу пресс-конференции, посвященной финансовым итогам деятельности ОАО «АвтоВАЗ» в 2004-м, вице-президент компании Михаил Москалев сообщил, что прошедший год был использован менеджментом прежде всего для оптимизации производства. В результате удалось добиться повышения рентабельности компании с 9,5 до 10,7%. По словам г-на Москалева, сделано это было прежде всего за счет снижения издержек производства и развития собственной сервисно-сбытовой сети. «Мы постарались вывести все непрофильные активы, превратив их в самостоятельные рентабельные предприятия», -- заявил г-н Москалев, отметив, что значительную экономию дало и решение окончательно избавиться от многочисленных посредников между заводом и потребителем. «Наша цель -- одноуровневая система без многочисленных дистрибьюторов. Только отсутствие посредников позволит снизить издержки и повысить качество обслуживания наших клиентов», -- заявил вице-президент «АвтоВАЗа».
Для стимулирования спроса на свою продукцию «АвтоВАЗ» взял под свой контроль даже выдачу кредитов на покупку произведенных в Тольятти автомобилей. «Сейчас мы ведем переговоры о создании банковского пула, который задаст стандарты качества для цивилизованной работы на рынке продаж наших автомобилей в кредит. Я имею в виду, что все эти банки будут давать клиенту исчерпывающую и честную информацию об условиях кредита, называя конечную сумму, куда будет входить все. Сегодня же некоторые банки сначала, чтобы привлечь клиента, называют одну сумму, а потом выясняется, что речь идет совсем о других цифрах», -- пояснил Михаил Москалев, выразив надежду, что заводу также удастся договориться с уполномоченными банками о льготных условиях кредитования общих клиентов.
Продолжавшееся в прошлом году развитие сбытовой сети, превратившей авторынки под открытым небом в сияющие автосалоны с «Ладами», позволило главному отечественному производителю легковых автомобилей наряду с дилерами иномарок увеличить продажи. В 2004 году компания продала 722 тыс. своих автомобилей, не считая 248 тыс. машинокомплектов для сборки на других площадках. По сравнению с 2003 годом продажи на внутреннем рынке возросли на 2,5%. Выручка от продаж увеличилась на 17%, до 126 млрд руб. Чистая же прибыль ОАО «АвтоВАЗ» в 2004 году составила 5,6 млрд руб., что на 20% выше показателей 2003 года.
При этом вице-президент «АвтоВАЗа» отметил резкое увеличение налоговых выплат. Если в 2003 году в налоги у автопредприятия уходило 11 млрд руб., то в 2004 году в бюджеты всех уровней завод заплатил 14 млрд. По словам г-на Москалева, связано это в первую очередь с увеличением зарплат работникам завода. «Социальная напряженность нам не нужна. Монетизация льгот показала, насколько взрывоопасной может быть эта проблема, поэтому мы предлагаем нашим работникам массу социальных программ, от бесплатной вакцинации и санаториев до негосударственных пенсионных фондов. При этом за ними остается выбор: получить льготу в натуральном выражении или деньгами», -- отметил вице-президент компании.
Рост прибыли повлиял на капитализацию компании. В прошлом году стоимость обыкновенных акций выросла на 0,69%, в то время как стоимость привилегированных акций возросла на 63,8%. Совет директоров рекомендовал годовому собранию акционеров направить на выплату дивидендов более 738 млн руб., или 13,19% от чистой прибыли. Предполагается, что выплаты составят по 23 руб. на одну акцию (как простую, так и привилегированную), однако окончательные цифры утвердит собрание акционеров, назначенное на 28 мая.
Кроме того, в 2005 году руководство «АвтоВАЗа» намерено выйти с акциями компании на новые торговые площадки. Если сегодня акциями «АвтоВАЗа» за рубежом торгуют лишь немецкие биржи, то уже к концу года компания намерена получить листинг на Лондонской фондовой бирже -- главной торговой площадке Западной Европы.
Примечательно, что увеличение прибыли в традиционном для «АвтоВАЗа» сегменте рынка не остановило работу на перспективу, особенно актуальную в преддверии вхождения России в ВТО. Затраты на НИОКР возросли и составили более 2 млрд руб. По словам вице-президента компании Михаила Москалева, анализ последних тенденций показал, что по мере роста благосостояния населения российские потребители будут готовы покупать более дорогие (от 10 до 20 тыс. долл.), но и более качественные машины. Серьезно побороться за эту нишу и готовится «АвтоВАЗ», выйдя на рынок с новыми моделями: LADA PRIORA и LADA KALINA. Причем если «Приора» является глубоко модернизированной «десяткой», получившей новый двигатель и ходовую, то «Калина» представляет собой совершенно новую модель. Под нее была построена специальная конвейерная линия, контроль качества на которой сертифицирован по стандарту ISO 9001. В борьбе завода за качество результаты принесла и работа с поставщиками запчастей: в 2004 году дефектность выпускаемых машин удалось снизить вдвое, именно на столько снизились количество рекламаций и стоимость гарантийного ремонта.
Кроме того, по словам вице-президента компании, сейчас «АвтоВАЗ» совместно с несколькими западными фирмами завершает работы над созданием нового современного двигателя для своей линейки переднеприводных моделей. «Использование новой высокотехнологичной поршневой группы, то есть поршня и шатуна, позволило снизить перемещаемые массы до 700 г на каждый цилиндр. Это сделало двигатель более высокооборотным и экономичным», -- заявил г-н Москалев, сообщив, что лично уже успел покататься на машинах, оснащенных экспериментальным мотором, и остался весьма доволен их приемистостью.
Но и не дожидаясь этого двигателя, российский автозавод намерен усилить позиции и на зарубежных рынках. Вице-президент компании подчеркнул, что и «Калина», и «Приора» разрабатывались с учетом последних европейских требований по экологичности, безопасности при фронтальных и боковых ударах, а также при наезде на пешехода. Уже сейчас «Калина» (а также «Лада 110» с новым двигателем 1,6) отвечают нормам Евро-3, хотя в России до сих пор не приняты даже нормы Евро-2. «АвтоВАЗ» и сегодня продает свою продукцию в 60 стран мира, от Африки до Латинской Америки, однако большая часть экспорта все же приходится на страны СНГ и Ближнего Востока.
В успехе новых моделей за рубежом в «АвтоВАЗе», похоже, никто не сомневается. Однако насколько успешным будет дебют «Калины» на внутреннем рынке, по словам г-н Москалева, покажет время. Ждать осталось совсем недолго. «Калина» выпускается с ноября прошлого года, однако широкие продажи завод планирует начать не раньше мая. «В целом 2004 год для нас был хорошим», -- заявил в заключение вице-президент «АвтоВАЗа». И, перефразируя известный тост, закончил свою речь на оптимистической ноте: «На 2005 год задачи поставлены, я не вижу повода не выполнить их».
Александр БАРАБАНОВ