|
|
N°226, 09 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вечный путь
В Русском музее открылась выставка "Дорога в русском искусстве"
На выставке представлены пейзажи и жанровые картины, графика, скульптура и народное искусство от середины XIX и до конца ХХ века из фондов Русского музея и Третьяковской галереи.
Остановился на скрещении дорог "Витязь на распутье" Васнецова -- ожидаемый и беспроигрышный зачин экспозиции. Белая пурга и темный путь "Вьюги" Соколова, щемящая безысходность «угарных» отсветов на снегу "Последнего кабака перед заставой" Перова. По дороге к храму вечно бредет деревенский люд в "Крестном ходе" Соломаткина, на эту же дорогу выплескивается многоголосая толпа в "Крестном ходе" Репина.
Русская дорога очень часто оказывается дорогой зимней. Практически одновременно создавались главные "дорожные" композиции Перова и пейзажи Клодта, Куинджи, Васильева, Саврасова. На выставке нет хронологического развития темы. Как нет и семиотического разграничения понятий «путь» и «дорога». Есть атмосферность -- от хороших картин -- и ощущение некоторой привычности от обилия изобразительных «хитов». Апофеозом всех исканий русской живописи стала картина Левитана "Владимирка". На холстах появляется дорога из ниоткуда в никуда, как в "Осенней распутице" Куинджи или «Порожняках» Прянишникова. Есть дороги, по которым не ходят, -- те, по которым ведут: Репин, "Под конвоем. По грязной дороге". Оптимистическая антитеза -- дорога как мечта о счастье, гармонии, покое и воле в картинах "Рожь" Шишкина, "Радуга" Саврасова. Хождение по мукам русской интеллигенции изображено в картине Репина "17 октября 1905 года".
В ХХ веке художники прокладывают новые дороги. Пространство--время, в котором несутся "в светлое будущее" хрупкие красные всадники, замерло в "Красной коннице" Малевича. А стремительно, устрашающе надвигающийся на зрителя черный состав в композиции Лабаса "Поезд идет" выглядит приговором "дореволюционной" дорожной поэтике. Дорога рождается как выход из небытия и тут же превращается в путь-лабиринт, из которого надо снова искать выход. "Композиция №1" Андрея Поздеева, изобразившего лабиринт, -- финал выставки. Организаторы считают, что оптимистичный.
Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург