|
|
N°223, 06 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«ОБСЕ не дотягивает до высоких стандартов»
Сегодня в Софии открывается заседание Совета министров иностранных дел государств, входящих в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СМИД ОБСЕ), где будет обсуждаться вопрос реформирования организации. О ситуации в ОБСЕ спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с заместителем министра иностранных дел России Владимиром ЧИЖОВЫМ, курирующим в МИДе европейское направление.
-- Чего Россия ждет от заседания в Софии?
-- Ответа на два ключевых вопроса: место и роль ОБСЕ в эволюционирующей архитектуре безопасности и реформа ОБСЕ. Без реформы она теряет и влияние, и авторитет, и поддержку в государствах-членах.
-- Какая реформа нужна?
-- Увы, пока ОБСЕ недотягивает до тех высоких стандартов, которые закладывались при ее создании. ОБСЕ должна стать действительно организацией по сотрудничеству в Европе, а не инструментом демократизации несознательных членов, делящим 55 государства-члены на учителей и учеников. Похоже, некоторые государства считают ОБСЕ приводным ремнем достижения собственных политических интересов, прежде всего подтягивания постсоветского пространства к тому, что выдается за общие ценности, но реально это ценности лишь западной цивилизации.
-- Это-то и заставило лидеров СНГ обратиться в ОБСЕ с предложениями о реформах?
-- Определенная неудовлетворенность деятельностью ОБСЕ существует у всех стран СНГ. Это накопилось и выплеснулось даже на уровень президентов. 3 июля лидеры СНГ в Москве выступили с заявлением, а 15 сентября министры иностранных дел в Астане выпустили обращение к государствам-участникам ОБСЕ, где сформулированы ожидания, которые страны СНГ связывают с этой организацией.
-- Все 12 стран СНГ участвовали?
-- Не все. СНГ -- структура гибкая. Подписывает тот, кто хочет. Под Московским заявлением девять подписей, а под Астанинским обращением -- восемь.
-- Какие решения будут приниматься в Софии?
-- Готовится большой набор документов. Идет согласование политической декларации СМИД. Не встретил серьезных возражений проект заявления по терроризму, соавтор которого Россия. К заявлению подстегнут ряд конкретных решений, инициированных широким кругом стран. Однако не может не беспокоить очевидная тенденция ряда стран увязать все в единый огромный пакет.
Мы настроены на позитивный результат. Но не ценой отказа от принципиальных моментов в нашей позиции. Так что будем бороться. Например, было бы неправильно увязывать в единый пакет такой важный документ, как проект Декларации по 60-летию окончания второй мировой войны. Вокруг него идет бурное обсуждение. Некоторые считают этот вопрос неоднозначным: ведь нацистам теперь памятники ставят!
-- Выборы будут обсуждаться?
-- В 2000 году мы поддержали инициативу сравнить избирательные законодательства и избирательные практики. Ряд государств болезненно отреагировали. Зазвучали слова из арсенала «холодной войны» -- «политическая провокация». Очевидны двойные стандарты. В предварительных заключениях ОБСЕ по президентским выборам в Украине и США много общего: запрет доступа международных наблюдателей на избирательные участки, факты запугивания избирателей. Выводы же противоположные.
К примеру, по ноябрьским президентским выборам в Румынии во главу угла ставится статус этой страны как кандидата в ЕС, которого Украина не имеет. Но не дело ОБСЕ беспокоиться, что новые выборы в Румынии, если нынешние были бы признаны недействительными, негативно скажутся на имидже кандидата в ЕС.
-- В работе ОБСЕ есть перекосы?
-- За последние годы деятельность ОБСЕ разбалансировалась и функционально: выпячивается «человеческое измерение», и географически: внимание «к востоку от Вены» -- постсоветскому и постюгославскому пространству. Нет четкой процедуры формирования полевых миссий. Чем многочисленнее миссия, тем независимее ее руководитель.
-- Как образуются полевые миссии?
-- Решением Постоянного совета на основе консенсуса. Для их учреждения нужно согласие принимающего государства. Действующее председательство и секретариат вырабатывают мандат, меморандум о понимании, статус и т.д. Где-то миссии имеют дипломатический статус. Многочисленны миссии на Балканах. В 1996 году в Боснии миссия насчитывала 600 человек. Была бесславно завершившаяся многочисленная и печально запомнившаяся миссия по проверке в Косово накануне бомбардировок. Сейчас есть довольно дорогостоящая миссия на грузино-российской границе. Эффект от нее явно не соответствует расходам. Миссии же в Латвии и Эстонии технически закрылись: не было консенсуса на продолжение их финансирования.
-- Будем ставить вопрос об их возобновлении?
-- Признаков того, что Латвия и Эстония согласятся на их присутствие, немного. С ними работает верховный комиссар по национальным меньшинствам Рольф Экеус, констатировавший сохранение в Латвии недостатков, на которые он указывал и раньше.
-- А высокий представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана заверял нашу газету, что Латвия соответствует критериям Евросоюза...
-- Г-н Солана или ошибается, или эти критерии имеют изъяны. Комиссия ООН по расовой дискриминации критиковала Латвию за нарушение прав национальных меньшинств. От участия в муниципальных выборах в Латвии отстранены неграждане, даже те, кто родился и проживал в ней всю жизнь. При этом Латвия внесла поправки в Закон о гражданстве, дающие право жителям ЕС, прожившим шесть месяцев в Латвии, в таких выборах участвовать.
Даже в Эстонии неграждане имеют право участвовать в муниципальных выборах. Если Латвия соответствует критериям, то получается, что либо остальные 24 страны ЕС им не соответствуют, либо что-то с критериями не так.
-- Приднестровское урегулирование будет обсуждаться?
-- ОБСЕ вовлечена в это урегулирование через пятисторонний формат: Кишинев--Тирасполь--Москва--Киев--ОБСЕ. Убежден, если бы вмешательство внешних сил не сорвало в ноябре 2003 года подписание Меморандума Козака (Дмитрий Козак в то время являлся замом руководителя администрации президента России. -- Ред.), парафированного президентом Молдовы Ворониным и лидером Приднестровья Смирновым, сегодня не было бы и самой конфликтной ситуации. Или бы она уже была на верном пути к разрешению.
В новых инициативах нет важнейшего принципа -- фиксации федеративного устройства. А это единственная альтернатива окончательному расколу Молдавии на два государства. В итоге замкнутый круг: выдвигаемые без нашего участия инициативы отвергаются одной из сторон конфликта, а потом нас просят повлиять на эту сторону.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ