|
|
N°213, 22 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жертва «Кальмара»
Командование ВМФ объясняет гибель матроса "техническим происшествием"
Комиссия Главного штаба ВМФ завершила изучение обстоятельств чрезвычайного происшествия на борту атомной подводной лодки (АПЛ) Тихоокеанского флота К-223. Свои выводы комиссия доложила главкому Владимиру Куроедову и президенту Владимиру Путину. Суть их коротко сводится к следующему: взрыва на борту субмарины, о котором сообщалось в средствах массовой информации, не было, инцидент на АПЛ расценен как «техническое происшествие». Возможно, это ЧП и не вызвало бы столь широкий резонанс, если бы флотское начальство в очередной уже раз не попыталось сохранить в тайне все происходившее на борту атомной субмарины. Признать даже "техническое происшествие" и факт гибели 19-летнего моряка командование ВМФ было вынуждено уже после того, как информация об этом стала достоянием гласности.
14 ноября во время плановых регламентных работ на лодке «Подольск», стоявшей у пирса в закрытом городе Вилючинске на юго-востоке Камчатки, разорвало трубопровод, подающий давление в цистерну с пресной водой. Причина -- избыточное давление воздуха. По другой версии, разорвало бак орошения торпед, использующийся при пожаре. Сам по себе он разорваться не мог, говорят военные моряки, причиной могла быть халатность одного из членов экипажа, ответственного за исправность редукционного клапана.
Так или иначе, во время этого происшествия матрос-электрик 19-летний Дмитрий Коваль получил черепно-мозговую травму и впоследствии скончался в госпитале. Несколько матросов БЧ-5 (боевой части) субмарины получили ранения. Два моряка сейчас находятся в военном госпитале, их жизнь, по словам врачей, вне опасности. Угрозы пожара, заявил официальный представитель главкомата ВМФ, не было, опасности для боезапаса и систем жизнеобеспечения -- тоже, на лодке было незначительно повреждено одно из внутренних помещений, субмарина находится в боеготовом состоянии. Однако военная прокуратура ТОФ возбудила уголовное дело.
По неофициальной же версии, матрос Коваль спас команду «Подольска» от верной гибели. Капитан второго ранга Андрей Березин в частной беседе рассказал матери погибшего матроса, что во время подготовки субмарины к очередному выходу в море в одном из отсеков взорвался газовый баллон. Это могло привести к детонации торпед, которые уже загрузили на борт подводной лодки. Предотвратить трагедию удалось благодаря личному мужеству Дмитрия Коваля. Когда гроб с телом моряка отправляли с Камчатки с Красноярск, проводить его в последний путь вышел весь личный состав флотилии.
Информация о гибели матроса, возможно, и не получила бы огласки, если бы его родственники не рассказали о случившемся радиостанции «Авторадио» в Красноярске. Дмитрий Коваль был призван на флот военкоматом Ленинского района Красноярска около полутора лет назад, проходил службу в Камчатской флотилии в воинской части № 69122.
Ракетный подводный крейсер К-223 «Подольск» относится ко второму поколению атомных подводных лодок -- проекту «Кальмар» (по натовской классификации -- Delta-3). АПЛ построена на северодвинском предприятии «Севмаш», на вооружение флота принята в 1979 году. Длина лодки 160 м, водоизмещение -- более 10 тыс. тонн, численность экипажа -- 130 человек. На вооружении лодок этого проекта находятся 16 баллистических ракет Р-29Р, их разделяющиеся головные части имеют боевые ядерные блоки индивидуального наведения. Кроме того, в носовой части корабля имеются четыре 533-мм торпедных аппарата. Предназначение субмарин этого класса -- нанесение ракетных ударов по объектам военно-промышленного комплекса противника. К-233 в составе тактической группы участвовали в переходах через пролив Дрейка и подо льдами Центральной Арктики.
Александр КЛИМОВИЧ, Красноярск, Николай ПОРОСКОВ