|
|
N°189, 15 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорожная война на Кавказе
Министр транспорта России Игорь Левитин в ходе своей поездки в Армению, Азербайджан и Грузию надеется договориться об открытии движения транспорта по всему Закавказью. По словам Игоря Левитина, объем перевозок в регионе Южного Кавказа в перспективе составляет около 15 млн тонн. "Этот объем перевозок сегодня уходит на другие маршруты", -- подчеркнул вчера в Ереване российский министр.
Игорь Левитин отметил, что отсутствие общих границ между Россией и Арменией, транспортная изолированность Армении сдерживают развитие торговли. Этот вопрос сейчас решает межправительственная армяно-российская комиссия по экономическому сотрудничеству. По словам ее сопредседателя г-на Левитина, основная проблема -- это "неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры в регионе, требующее значительных финансовых затрат, а также неконструктивная позиция грузинского руководства по вопросу открытия сквозного железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через территорию Грузии".
Для Армении это стало особенно актуально после закрытия 15 сентября Россией КПП «Верхний Ларс». Там скопилось несколько сотен грузовых и пассажирских автомашин, что сказалось на экономической ситуации в республике. В Армении даже заговорили об изменении отношения Москвы к своему единственному на сегодня стратегическому союзнику в Закавказье и о необходимости переориентации внешнеполитического курса Армении. Но глава армянского МИДа Вардан Осканян призвал не делать скоропалительных выводов. Россия, по его словам, пошла на это в связи с угрозой терроризма, и действия Москвы направлены не против Еревана, а против Тбилиси.
Премьер-министр Армении Андраник Маркарян заявил вчера, что не разделяет позицию армянских предпринимателей о политической подоплеке происходящего. Россия, по его словам, "четко заявила, что этот КПП пока открывать не собирается, и предложила Армении переправлять грузы через территорию Южной Осетии". Правда, добавил премьер, "с этим вариантом не согласилась Грузия". "Кроме того, -- продолжил г-н Маркарян, -- с учетом напряженной ситуации в Южной Осетии Армения не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан. Поэтому предложение российской стороны не было принято и Арменией".
Армянским предпринимателям предложили использовать паромную переправу Ильичевск (Украина) -- Поти (Грузия) или маршрут Астрахань -- Энзели (Иран) -- Мегри (Армения), который был задействован в 1993--1994 году. Проблема будет обсуждаться и в ходе визита 22--24 октября в Грузию президента Армении Роберта Кочаряна.
Гаянэ МОВСЕСЯН, Ереван