|
|
N°172, 22 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Надежда на реструктуризацию
Совет директоров Alitalia утвердил план спасения компании от банкротства
Убыточная итальянская авиакомпания Alitalia нашла способ решить свои проблемы. Руководство авиаперевозчика во время очередного заседания совета директоров, посвященного финансовым бедам компании, огласило новый бизнес-план по выходу из кризиса. Он рассчитан на четыре года. За это время компания должна будет значительно сократить штат сотрудников и разделиться на две части. Одна из этих частей, по замыслу руководства Alitalia, будет открыта для инвесторов. Кроме того, большие надежды связывают с удачным слиянием Alitalia с KLM-Air France. На реализацию бизнес-плана компании необходимо изыскать 2 млрд евро. Часть этой суммы обещает выделить итальянское правительство. Оно выступило гарантом займа в 400 млн евро у Евросоюза, по правилам которого господдержка не может быть предоставлена на сохранение убыточных предприятий. В компании полагают, что этих денег должно хватить до марта 2005 года.
От сокращения численности сотрудников на 4 тыс. человек (до 18 тыс.) Alitalia надеется сэкономить уже в этом году около 770 млн евро. Эти деньги планируется получить в течение ближайших двух лет. Причем, как говорится в плане спасения, оставшимся пилотам и техперсоналу на высокую зарплату рассчитывать не придется -- ставки не будут повышаться до 2006 года.
В результате реструктуризации компании должны образоваться две структуры. Одна из них будет отвечать за авиационные перевозки, вторая -- за их наземное обслуживание. И именно вторую руководство решило открыть инвесторам. Как раз после того, как был обнародован этот пункт плана, на пути руководства Alitalia встали представители профсоюзов. Смирившиеся с массовыми увольнениями (им удалось отстоять тысячу рабочих мест от изначально объявленного числа уволенных), они категорически бойкотировали предложенный план. Они выступили против разделения компании в принципе, объяснив свою позицию тем, что раз государство владеет контрольным (62%) пакетом акций Alitalia, то оно должно нести ответственность за обе половины. Ведь в случае продажи второй половины нет гарантии сохранения рабочих мест. Поэтому, считают профсоюзы, государство обязано отвечать за сохранение трудовых договоров. Впрочем, эксперты не исключают, что с профсоюзами можно будет договориться, если, например, такие гарантии будут даны.
Если все пойдет по плану руководства Alitalia, то уже в 2006 году компания сможет закончить финансовый год без убытков, а к 2007 году -- начать обновление парка самолетов. Комиссар ЕС Лойола де Палассио уверена, что продвижение соглашения с европейскими властями фактически означает для авиакомпании «свет в конце тоннеля». В интервью агентству Reuters она так прокомментировала успехи перевозчика: «Договоренность и соглашение (между директорами. -- Ред.) являются явными признаками начала обновления Alitalia».
В будущем руководство Alitalia надеется провести слияние с KLM-Air France. Правда, союз с франко-голландской группой пока является лишь глобальным виртуальным проектом, осуществить который будет весьма непросто. Перевозчики уже пытались объединиться в 1999 году, но ухудшающееся финансовое состояние Alitalia сыграло свою роль, и слияние не состоялось. С тех пор KLM-Air France уже не раз давала понять, что якорь ей не нужен и что итальянцы смогут войти в альянс только после демонстрации удовлетворительных финансовых показателей. После объединения KLM и Air France вопрос об альянсе с Alitalia был поднят снова. Евросоюз даже дал свое благословение. Но благополучие Alitalia вновь оставляло желать лучшего.
Денис УВАРОВ