|
|
N°171, 21 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инвесторы хотят железных госгарантий
РЖД привлекает западные деньги
Президент ОАО "Российские железный дороги" (РЖД) Геннадий Фадеев вчера одобрил проект на 30 млрд евро по развитию отечественного железнодорожного транспорта, предложенный ему консорциумом иностранных банков и компаний. Правда, пока РЖД и потенциальные инвесторы не договорились по ключевому вопросу -- о гарантиях инвестиций. Консорциум настаивает на получении гарантий российского правительства. Г-н Фадеев вчера публично выразил сомнение, что правительство на это пойдет.
Проект комплексной модернизации российских железных дорог разработал базирующийся в Польше Международный инвестиционный консорциум "Телекоммуникация -- электроника -- мультимедиа -- Интернет" (TEMI). Партнерами TEMI и потенциальными инвесторами проекта являются несколько крупных европейских банков, в том числе Westdeutsche Landesbank, BNP Paribas, Bank Austria, Creditanstalt, а также компании Siemens, British Petroleum, Alcatel. Проект рассчитан до 2010 года и предусматривает три направления. Первое включает в себя компьютеризацию и автоматизацию систем управления железнодорожным транспортом с целью повышения скорости пассажирских (до 260 км/ч) и грузовых (до 180 км/ч) поездов. Второе предполагает совершенствование организации центрального управления движением, а также управления на уровне крупных железнодорожных узлов, в частности Москвы. Третье направление проекта касается создания инфраструктуры для обслуживания международных перевозок.
Консорциум готов предоставить РЖД кредит примерно на 24 млрд евро, или 80% от общей стоимости планируемых инвестиций, при условии российского участия в финансировании проекта в размере 6 млрд евро.
Выйдя к журналистам после совещания с авторами проекта, Геннадий Фадеев выразил свое отношение к идее словами: "В целом -- да". Он сообщил, что консорциум предложил РЖД долгосрочные кредиты под 3% годовых. Президент РЖД назвал эти условия "выгодными" и заявил, что он удовлетворен предложенными принципами сотрудничества. Эти принципы, в частности, предусматривают, что максимально возможный объем подрядных работ будет выполняться российскими фирмами, а до половины суммы кредита РЖД погасит не деньгами, а товарами и услугами.
Однако еще одно условие, выдвинутое инвесторами, не нашло понимания у г-на Фадеева. Консорциум желает получить гарантии российского правительства на всю сумму своих капиталовложений. "Я выразил сомнение, что правительство на это пойдет", -- заявил глава РЖД. Он предложил инвесторам принять в качестве гарантий активы и оборотные средства РЖД. Стороны решили продолжить переговоры по этому вопросу.
Стефан Журик, председатель Национального агентства иностранных инвестиций, представляющего в России интересы консорциума TEMI, со своей стороны, заявил журналистам, что требование суверенных российских гарантий не является критически важной частью проекта, а лишь "одним из вариантов". Он сказал, что идея финансирования под обеспечение активами РЖД также может рассматриваться консорциумом.
Михаил КУКУШКИН