|
|
N°122, 14 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самолеты не улетят
Авиастроители критикуют идею снижения пошлин
Авиастроители вчера в довольно резкой форме стали критиковать идею пересмотра импортных пошлин на ввоз авиатехники. Генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК) Александр Рубцов заявил, что «отмена пошлин на ввоз иностранных самолетов убьет российский авиапром». Он подверг жесткой критике идею снижения ввозных пошлин на импортные воздушные суда, аналоги которых не производятся в России. Как известно, 6 июля министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что правительство страны поручило его ведомству разработать предложения по соответствующему пересмотру размеров пошлин (см. «Время новостей» от 7 июля 2004 года). Вчера же г-н Рубцов, компания которого финансирует производство дальнемагистральных лайнеров Ил-96-300 на Воронежском авиационном заводе, объявил о заключении первого контракта на экспорт этих самолетов и воспользовался этим поводом, чтобы высказаться против правительственной инициативы.
Контракт на поставку двух лайнеров Ил-96-300 ИФК подписала в минувшую пятницу с кубинской государственной компанией Aviaimport. Самолеты приобретаются для национальной авиакомпании Кубы Cubana de Aviacion. Для сборки машин используют фюзеляжи, «замороженные» на Воронежском заводе с начала 90-х годов. Поэтому лайнеры будут готовы очень быстро. Первый из них планируется поставить заказчику в марте-апреле, а второй -- в мае 2005 года. ИФК будет исполнять роль экспортера, контролируя сборку самолетов на заводе и проводя финансовые расчеты с покупателем.
Точную сумму сделки г-н Рубцов не назвал, сказал лишь, что она «больше 100 млн долл.». Зато он рассказал, что по условиям контакта кубинская сторона единовременно оплачивает только 15% стоимости машин. Остальные 85% должны быть покрыты за счет кредитов российских банков, полученных под российские государственные гарантии (кубинцы обязуются постепенно вернуть эти кредиты после поставки самолетов и начала их эксплуатации).
Концепцию государственной финансово-гарантийной поддержки экспорта отечественной промышленной продукции утвердил своим распоряжением еще прошлый премьер Михаил Касьянов в октябре 2003 года. Вопрос о гарантиях для «кубинских» самолетов поднимался на совещании высших чиновников в Воронеже 24 июня 2004 года, и новый премьер Михаил Фрадков поручил тогда профильным ведомствам «подготовить предложения». Тем не менее пока суверенных гарантий Российской Федерации под эту сделку не выдано, и прогнозировать, когда это произойдет (если произойдет), люди, близко знакомые с предметом, не решаются.
Без правительственного постановления о гарантиях первый со времен ликвидации советской власти экспортный контракт Воронежского авиазавода (и одновременно первая экспортная сделка ИФК) представляет собой не многим более чем протокол о намерениях. По мнению Александра Рубцова, свободный допуск западной авиатехники на российский рынок сделает вопрос о продвижении отечественных самолетов в обратном направлении неактуальным, так как продвигать будет нечего: производство воздушных судов в нашей стране просто прекратится.
Прямо противоположное мнение высказал вчера глава авиакомпании «Трансаэро», парк которой исторически формируется почти исключительно из иностранных самолетов. Отметив, что рост мировых цен на авиационное топливо продолжается и изменения этой тенденции пока не видно, председатель совета директоров «Трансаэро» Александр Плешаков предсказал, что чем дальше, «тем хуже себя будут чувствовать российские самолеты старого поколения (топливная эффективность которых уступает иностранным аналогам. -- Ред.)». В перевооружении российских компаний иностранной авиатехникой г-н Плешаков не видит трагедии. По его мнению, освобождение от высоких ввозных пошлин на самолеты есть просто «обеспечение равных условий конкуренции с зарубежными коллегами».
Михаил КУКУШКИН