|
|
N°113, 01 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свобода в рамках 50 слов
Доверие москвичей к городским властям обсуждению на референдуме не подлежит
Недавняя политическая инициатива Ирины Хакамады, добивавшейся проведения в Москве референдума о сроках летнего отключения горячей воды, получила неожиданное продолжение. В июне Мосгоризбирком отказал правым в плебисците на том сомнительном основании, что вопросы отключения горячей воды и градостроительства не соответствуют Конституции и находятся в ведении федерального, а не городского законодательства. Однако, не желая больше попадать в такое двусмысленное положение, городская избирательная комиссия решила позаботиться о законных основаниях для подобных отказов.
На вчерашнем заседании Мосгордума приняла закон города «О референдумах в городе Москве». Как заявил председатель горизбиркома Валентин Горбунов, этот документ «определяет порядок организации и проведения референдумов в столице и полностью соответствует федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав граждан». Предполагается, что на общегородском референдуме граждане должны высказывать свое мнение только по вопросам, находящимся в ведении столичного правительства, а на районном -- обсуждать проблемы своей «малой родины». Разработчики закона убеждены, что «вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина», а также быть длиннее 50 слов.
Тем же, кто сумеет воплотить свой вопрос в 50 слов, для проведения городского референдума придется зарегистрировать инициативную группу в количестве не менее 300 человек, которая должна за месяц собрать подписи не менее чем 2% горожан, имеющих право голоса. Для проведения местного референдума (в муниципальном образовании) необходима группа всего в 100 человек и подписи 5% жителей района, в котором проводится референдум. Известный сторонник развития местного самоуправления депутат Дмитрий Катаев считает, что, несмотря на кажущуюся демократичность, законопроект изначально делает референдум невозможным без поддержки городских властей -- поскольку инициативная группа, действующая на общественных началах, в принципе не сможет собрать необходимое количество подписей за отпущенные законом 30 дней.
Впрочем, критика г-на Катаева во многом не имеет смысла. Ведь закон содержит настольно подробную регламентацию всех аспектов подготовки референдума, начиная от порядка финансирования кампании и участия СМИ в информировании граждан и кончая теми вопросами, которые в принципе не могут быть вынесены на голосование, что позволяет отказать инициаторам в проведении референдума уже на начальном этапе по формальным причинам.
Именно эту цель, похоже, и преследовали авторы документа. Депутаты отнеслись к инициативе Мосгоризбиркома с большим пониманием, однако решили все же подстраховаться на тот случай, если какой-нибудь референдум все же состоится. Несмотря на то что документ не обязывает никого реагировать на результаты плебисцита, депутаты все же прописали в законе, что на референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий или досрочных выборах органов власти города Москвы.
Александр ГУДКОВ