|
|
N°110, 28 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ли-2: 1952--2004
В Подмосковье разбился самый известный транспортный самолет второй мировой войны
В субботу в 18.45 на деревню Заозерье Раменского района Московской области упал самолет Ли-2. Эта машина была единственным «работающим» экземпляром Ли-2, сохранившимся со времен второй мировой.
Самолет вылетел с аэродрома Мячково и успел пролететь всего 2,5 километра. Жители коттеджа, за крышу которого зацепился самолет, не пострадали, взрыва и возгорания не произошло. Крыша дома оказалась наполовину разрушена, топливо из самолета разлилось на 60 квадратных метров. Из пяти человек, находившихся в самолете, погибли трое: командир -- вице-президент Федерации любителей авиации (ФЛА) Олег Лякишев, второй пилот Валентин Чуйкин и механик Олег Матвеев, еще два человека госпитализированы в тяжелом состоянии. По предварительной информации, Валентин Чуйкин был высокопоставленным чиновником ФСБ. В свое время он занимал высокий пост в департаменте экономической безопасности, а последние годы работал в аппарате директора ФСБ. В самолете он оказался не по долгу службы -- г-н Чуйкин давно увлекался любительской авиацией. Что стало причиной катастрофы -- ошибка пилота или техническая неисправность, пока выясняется.
Ли-2 был самой распространенной моделью транспортных самолетов в армиях США и России во время второй мировой войны, а уже после, вплоть до конца 50-х годов, составлял основу гражданской и транспортной авиации СССР и стран социалистического лагеря -- Венгрии, Болгарии, Польши, Румынии, Китая. Ли-2 -- это лицензионная модель американского «Дугласа DC-3». До снятия с производства в 1954 году успели выпустить почти 5 тыс. машин разной модификации. Почетная миссия доставки в Москву Знамени Победы и Акта о безоговорочной капитуляции 9 мая 1945 года, кстати, выпала именно самолету Ли-2.
Самолет, который разбился в подмосковном Заозерье, был выпущен в 1952 году в Ташкенте. В 1972 году, налетав 6587 часов 37 минут и пережив пять капитальных ремонтов, он был списан как отлетавший свой календарный ресурс. Самолет оставили на Тушинском аэродроме, и 20 лет о нем никто не вспоминал. В марте 1992 года группа специалистов из ФЛА РФ начала восстанавливать самолет, и 13 ноября того же года обновленный Ли-2 совершил пробный полет. К тому моменту он был единственным в мире самолетом этой марки, который мог совершать полеты. В 1998 году Международная авиационная федерация наградила начальника восстановительной группы Олега Лякишева почетным дипломом «Феникс» за восстановление самолета. В 1999 году самолет с 9 по 16 мая облетел семь российских городов, доставив мэрам городов обращение, призывающее остановить все войны на планете, -- акция проходила с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при поддержке Министерства обороны РФ, «Аэрофлота», Федеральной авиационной службы и других организаций.
Константин ФИЛАТОВ