Время новостей
     N°101, 11 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2004
Железнодорожники делят места и прибыль
РЖД впервые выплатит государству дивиденды -- 590 млн рублей
Совет директоров на 100% государственного ОАО «Российские железные дороги» заседал в последний раз перед собранием акционеров компании в прежнем составе. Как сообщил по итогам заседания его председатель министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, список кандидатов, выдвинутых в новый состав совета, а также все необходимые документы для проведения годового собрания акционеров (дату которого правительство определит до 1 июля) будут подготовлены до 15 июня. Как сообщил газете «Время новостей» источник, близкий к совету директоров транспортной монополии, г-н Христенко, скорее всего, лишится поста председателя (так как в ходе правительственной реформы он перестал быть вице-премьером и курировать железнодорожный транспорт) и станет обыкновенным членом совета. Зато в новый состав войдут министр транспорта Игорь Левитин, и, возможно, вице-премьер Александр Жуков. Если зампред правительства действительно войдет в совет директоров РЖД, то без сомнения, он его возглавит. В противном случае, говорит источник, главным директором РЖД будет г-н Левитин.

Вчера в перерыве заседания (оно продолжалось до глубокой ночи) г-н Христенко сообщил, что кадровые изменения в структуре как совета директоров, так и правления РЖД последуют и они «будут продиктованы логикой административной реформы». По его словам, список кандидатов в совет будут подготовлены до 15 июня, при этом он отказался сообщить, кого именно правительство рассматривает в качестве директоров. Что касается правления, то небольшой кадровый вопрос в нем уже решен: на пост советника президента назначен Сергей Михайлов (основатель PR-агентства «Михайлов и Партнеры»), в его обязанность будет входить общение с инвесторами. Г-н Михайло вчера подтвердил газете «Время новостей» свое назначение и пояснил, что намерен «объединить все коммуникации в единый блок и наладить управление из одного центра».

Вчера же совет директоров рекомендовал общему собранию акционеров выплатить первые в истории РЖД дивиденды по итогам 2003 года в размере 10% от чистой прибыли, которая составила 5,9 млрд руб. Однако менеджмент компании имел свои представления о том, сколько РЖД должно своему акционеру -- государству. За несколько дней до заседания совета директоров президент компании Геннадий Фадеев через СМИ сообщал, что менеджмент компании предложил правительству направить на выплату дивидендов лишь 500 млн руб., т.е. 8,6% от чистой прибыли. Глава РЖД пояснил, что «сиюминутная отдача от РЖД для государства не является самоцелью», поскольку необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры. Вчера г-н Христенко не пояснил, почему правительство решило увеличить сумму дивидендов до 10%. В РЖД также затруднились назвать причину, сказав лишь, что «так решило правительство» и что разница между тем, что было и что стало, незначительная -- 90 млн руб.

Впрочем представители компаний грузоотправителей (а основной источник доходов РЖД -- это тарифы на грузоперевозки) считают «аморальным» делить прибыль, заработанную, как говорит представитель одной из компаний, часто пользующейся услугами РЖД, «в условиях не вполне законного изъятия денег».

Представители государства, полагает он, напротив, должны сдерживать РЖД. В последнее время железнодорожники изо всех сил стараются выглядеть достойно в глазах бизнес сообщества - по данным самих железнодорожников РЖД по показателям выручки за 2003 год входит в пятерку крупнейших компаний России, став крупнейшим налогоплательщиком после газовиков и нефтяников. Только последним уступают теперь железные дороги и в сфере оплаты труда - в списке в списке уровней зарплат по России работники железнодорожной отрасли из шестого места переместились на третье.

В погоне за прибылью, по словам собеседника газеты, РЖД преступает нормативы грузовладельцев. Железнодорожники заранее узаконили свою безубыточность -- в уставе РЖД прописано, что тарифы устанавливаются на базе себестоимости с учетом рентабельности, обеспечивающей безубыточную деятельность железным дорогам. «В прошлом году государство в ответ на просьбу РЖД разрешило повысить тарифы на 12%, учитывая что инфляционный рост составил также 12%, чтобы выручка осталась на прежнем уровне. Но выручка РЖД в 2003 увеличилась на 18%», --говорит представитель грузоотправителей. Кроме того, говорит источник в Международном союзе металлургов, из-за массы непроверенных поправочных коэффициентов в новом тарифном прейскуранте РЖД получили еще один рычаг для дополнительной нагрузки на грузоотправителей. «В результате, к примеру, только на трех заводах, входящих в «Евразхолдинг», тарифы повысились в среднем на 11% -- вдобавок к официальному росту на 12%. В денежном выражении потери «Евразхолдинга» за первые три месяца действия прейскуранта составили 1,8 млрд руб.».

По словам источника, просьбы металлургов внести в прейскурант изменения остались без ответа.

Яна ВИКТОРОВА